Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
«Что значит быть свободным?»
 
  7 ноября 2008

5 ноября студенты УГПИ провели дискуссию по данной теме.

Иногда мне кажется, что каждый человек где-то глубоко внутри чувствует, что же такое свобода, но выразить это словами с точностью математической формулы не может, т.к. ему «помигают» его собственные проблемы, взгляды, подвернувшийся по случаю пример или что-то еще. Тем не менее, мы все отталкиваемся от одного чувства, которое не теряет своей истинности, хотя и выражается в разных формах и с разной степени интенсивности.

Итак, 5 ноября студенты, которых заинтересовала тема дискуссии, собрались в ауд. 342 главного корпуса, где к ним присоединились сотрудники службы воспитательной работы, чтобы помочь разобраться в этом непростом вопросе.

Ведущая мероприятия, проректор по воспитательной работе Г.В. Хомулло для начала предоставила информацию к размышлению. Галина Викторовна, ссылаясь на общеизвестных примерах из биографий классиков русской литературы, попросила аудиторию задуматься о разнице между свободой внешней и свободой внутренней. Человек может быть лишен свободы внешней (полностью, как А.И. Солженицын, или частично, как А.С. Пушкин), но оставаться внутренне свободным творцом. Дискуссия получила, таким образом, отправную точку и потекла дальше уже в направлениях, выбираемых участниками. А Г.В. Хомулло и присоединившийся к ней старший преподаватель кафедры социологии, экономики и философии Б.И. Парфулин взяли на себя функции арбитров и консультантов.

Нельзя не отметить, что ребята обсуждали вопрос достаточно глубоко и реалистично. Все согласились с тем, что абсолютной свободы не бывает (особенно у материально зависящего от родителей студента). Интересно, что участники дискуссии четко разграничили, что свобода бывает «от чего» (от вредных привычек, заблуждений и т.д.) и «для чего» (для дел хороших и не очень) и может соответственно пойти на пользу и во вред.

Определений свободы было дано очень много - и собственных и вычитанных в книгах. Промелькнула мысль, что более высокие социальный статус и материальное положение не только в чем-то дают больше свободы, но в чем-то - меньше. Прозвучало и классическое «Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека». Что ж, по крайней мере, за этим воображаемым «круглым столом» каждый уважал свободу коллег высказывать свое мнение.

Разумеется, универсального ответа на вечный вопрос участники дискуссии не нашли и разошлись, унося внутри свои высказанные и невысказанные точки зрения. Но, в любом случае, опыт проведения конструктивной и политкорректной дискуссии будущим специалистам с высшим образованием еще пригодится.

И.В. Варицкий.
Фото автора.




 


Website Security Test