Социально-экологические проблемы региона



Спиридонова А.С.,
студентка 3 курса
отделения социологии УГПИ




       Одним из условий устойчивого развития региона является разрешение социально-экологических проблем, на возникновение которых влияет множество факторов. Это образование в школах и воспитание в семье, развитие экономики, промышленности и т.д. Рассматривая экологические проблемы в контексте устойчивости развития региональной жизни необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство.

       Если рассматривать экономику, то между экономическими потребностями и экологическими существует противоречие. Для удовлетворения своих материальных потребностей общество расширяет производство. Что касается экологических потребностей, то их удовлетворение связано со свертыванием ряда производств и развертыванием новых, которые могут противоречить актуальному состоянию социально-экономической структуры общества. Отсюда возникает дилемма: либо сохранение природы, либо удовлетворение материальных нужд и запросов.

       Необходимость в защите окружающей среды возникает после удовлетворения материальных нужд, когда достигнуты высокий жизненный стандарт и уровень жизненного потребления. (См.: Маклярский Б.М. Устойчивое развитие и экологические потребности // СоцИс - 1995. - № 4 - С.52) Для условий региональной жизни Приморского края выполнение этого условия маловероятно в ближайшем будущем.

       Поэтому единственный путь решения этой проблемы состоит в структурировании производственного процесса таким образом, при котором бы осуществлялся принцип круговорота: одно предприятие производит продукт, а другое перерабатывает отходы от его производства. Но и в этом случае эта проблема все равно будет существовать, если не рассматривать другую сферу общественной жизни – сферу образования.

       Говоря о сфере образования, необходимо обратить внимание на формирование «экологического мышления», которое заключается в способности адекватно отображать в сознании реальные отношения с окружающей средой. Важную роль в этом процессе играет такой социальный механизм как школьная социализация, направленная на формирование гармоничного отношения к окружающей среде. Осуществление экологизации общеобразовательного процесса - длительный, противоречивый процесс, который требует адекватного теоретико-методологического содержания.

<<Назад     Главная