Ценностные ориентации студенческой молодежи как фактор социальной депривации



Назарова А.М.,
студентка 3 курса
отделения социологии УГПИ




       В зависимости от степени сформированности социальной субъектности как способности молодежной группы выступать в качестве активного начала социальной реальности, последняя может выступать как иерархия ценностей или ценностное пространство.
       Ценностное пространство молодого человека формируется в процессе его социализации, которая предполагает развитие личности на трех уровнях:
1. Уровень индивидуальных особенностей
2. Уровень внутригрупповых коммуникаций
3. Уровень межгрупповых коммуникаций.
       Операционально ценностное пространство трудовой деятельности можно структурировать по следующим векторам: «традиционность» - «современность» и «ценности – средства» - «ценности – цели». Таким образом, становится возможным выявить общую направленность ценностных ориентаций студенческой молодежи на будущую трудовую деятельность.

       В ходе проведенных исследований средствами неметрического многомерного шкалирования удалось соотнести уровни социализации личности с предпочитаемыми ценностями. Каждый уровень предполагает доминирующее влияние тех или иных ценностей (при этом их количество не является ограниченным), однако, нельзя оставлять недоучтенным факт их постоянного воздействия и на других уровнях. При этом первые два уровня связаны, в первую очередь, с инструментальными ценностями (ценности – средства), а последний – с терминальными (ценности – цели).

       На первых двух уровнях ценностное пространство трудовой деятельности носит явно выраженный традиционный характер, что является индикатором неразвитой социальной субъектности, тогда как на уровне межгрупповых взаимодействий ценностные ориентации современного типа предполагают наличие социальной субъектности. Тем самым конституируется противоречивый характер ценностного пространства студенческой молодежи, который может рассматриваться как разрыв между средствами и целями, ценностями инструментальными и ценностями терминальными.

       Так как в силу «расколотости» ценностного пространства поставленные цели («современность») не могут быть удовлетворены за счет «традиционных» средств, то результатом этого будет являться феномен парадоксального человека (Ж.Т. Тощенко).
       Поиск удовлетворения от трудовой деятельности только за счет материального благополучия (а именно это, судя по данным опроса, является доминирующим аспектом трудовой деятельности) требует постоянного повышения благосостояния.
       При этом предполагается, что молодой человек, достигая определенного финансового состояния, через некоторое время испытывает неудовлетворенность достигнутым. То, что раньше давало ощущение благополучия, теперь отмечается как нейтральное, а то, что воспринималось как нейтральное, начинает переживаться как депривация, т.е. как состояние, при котором люди испытывают недостаток того, в чем они нуждаются. Реальность не поспевает за растущими ожиданиями.

       Прогнозируемыми следствиями депривации могут выступать следующие:
1. Учитывая ее относительный характер, т.е. депривация может возникать при сопоставлении своего положения с положением другого, у молодежи может создаваться ощущение благополучности другого региона по сравнению со своим местом проживания. Таким образом, формируются предпосылки для оттока молодых кадров.
2. Депривация может влиять и на возникновение «внутренней» агрессии, направленной на более успешных в своей деятельности людей. Это может выливаться в феномены этнической, национальной и религиозной неприязни.

<<Назад     Главная     Дальше> >