Лаборатория прикладной социологии


Главная | Преподаватели | Студенты и наука | Нир/Нирс | СоЦиоЧаТ | Абитуриенту
 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИУТ

Кафедра социологии, экономики и философии

 

«Утверждаю»                                                                                                        

Зав. кафедрой социологии,                                                          

экономики и философии

 

_______________ В.А. Томилов                                          

                                                               

                                         

 

 

П Л А Н Ы

семинарских занятий для студентов 1  и 2 курса

по дисциплине «Общая социология»

(специальность  «Социология»)

 

 

 

 

 

 

Планы семинарских занятий составлены на основании гос. стандарта,

утверждены на заседании кафедры (Протокол № 1 от 20.09. 2006 г.)

 

Составитель -  В.А. Томилов, канд. филос. наук,  доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уссурийск

 2006

 

 

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

по дисциплине «Общая социология»

1.      Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для ст-тов гуманит вузов и аспирантов. М., 1995.

2.      Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. М., 1998.

3.      Воронцов А.В. История социологии. XIX - начало XX века: в 2 ч. Ч. 2. Русская социология: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005.

4.      Гидденс Э. Социология: учебник 90-х годов (Реферированное издание). Челябинск, 1991.

5.      Гидденс Э. Социология. М., 1999.

6.      Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX - XX вв.: Учеб. пособие. М., 1995.

7.      Гринберг Дж., Бейрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. М., 2004.

8.      Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. М., 2003.

9.      Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология: Учеб. для гуманит. вузов. М., 1995.

10.  Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учеб пособ. для ст-тов вузов. М., 1996.

11.  Кравченко А.И. Социология: Учеб.  для ст-тов вузов. М., 2000.

12.  Маркович Дж. Общая социология: Учеб. М., 1998.

13.  Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М., 2003.

14.  Немировский В.Г. Современная теоретическая социология: Учеб. пособие. Красноярск, 2003.

15.  Основы прикладная социология: Учеб. для вузов. М., 1996.

16.  Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

17.  Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова.  М., 1998.

18.  Смелзер Н. Социология. М., 1994.

19.  Социология: Курс лекций: Учеб. пособ. для ст-тов вузов / Ю.Г. Волков, В.Н. Ничипуренко, А.В. Попов, С.И. Самыгин. Ростов н/Д., 1999.

20.  Социология: Учеб. для вузов / Под ред.  Осипова Г.В., Кабыща А.В., Тульчинского М.Р. и др. М., 1995.

21.  Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология: вводный курс / Пер. с англ. М.; Львов, 1998.

22.  Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс.  М., 2000.

23.  Уэбстер, Фрэнк. Теории информационного общества. М., 2004.

24.  Фролов С.С. Социология: Учеб. для ст-тов вузов. М., 1998.

25.  Харчева В.Г. Основы социологии: Учеб. для ст-тов сред. спец. учеб. завед. М., 2000 (Учебник для XXI века).

Интернет-ресурсы

·         Гидденс Э. Социология. Учебник. М., 2004   (URL:  www.i-u.ru/biblio/archive/giddens%5Fsociologija/).

·         Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. М., 1996 (URL:  www.auditorium.ru/books/798/).

·         Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. пособие для вузов. М., 2002 (URL:  www.auditorium.ru/books/966/).

·         Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию / Пер. со швед. М.,1995 (URL:  www.auditorium.ru/books/2158/).

·         Фролов С.С. Социология: Учебник. Для вузов. М., 1994 (URL: www.auditorium.ru/books/501/).

·         Харчева В.Г.  Основы социологии: Учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений. М., 2000 (URL:  www.auditorium.ru/books/254/).

Тема 1. Теоретико-методологические основы

развития социологии в России (4 часа)

Занятие первое

  1. О. Конт - основоположник социологической науки, его взгляд на предмет и структуру социологии, соотношения социологии с другими науками.
  2. Социально-философские и культурно-исторические традиции развития социологической мысли в России. Становление различных социологических направлений: позитивизма, натуралистического, субъективного, психологического и т.д.
  3. Плюралистические теории М. Ковалевского, марксистское направление, идеи экономического детерминизма.

Занятие второе

  1. Исторический синтез взглядов П. Сорокина, их влияние на развитие социологии.
  2. Основные тенденции в развитии мировой и отечественной социологии, их взаимовлияние и обусловленность.
  3. Процесс институализации социологии в России, первые социологические центры, их влияние на дальнейшее развитие наук.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Воронцов А.В. История социологии. XIX - начало XX века: в 2 ч. Ч. 2. Русская социология: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005.

2.      Голосенко И.А., Козловский В.В.  История русской социологии XIX - XX вв. М., 1995.

3.      Ковалевский М.М. Сочинения: В 2 т. Т. 1: Социология. СПб., 1997.

4.      Ковалевский М.М. Сочинения: В 2 т. Т. 2: Современная социология. СПб. 1997.

5.      Кукушкина Е.И. Русская социология и западная наука  (XIX - начала XX вв.) // СоцИс. - 2006. - № 3.

6.      Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

7.      Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.  Абалкин Л.И. Н.Я. Данилевский о России, Европе и славянском единстве // Социологические исследования (в дальнейшем -  СоцИс. ). - 2003. - № 5.

2. Афанасьев В.В. Историческая социология Данилевского, Шпенглера и Сорокина // СоцИс. - 2005. - № 5.

3. Лапин Н.И. Когда и как Огюст Конт ввел термин “sociologie” // СоцИс. - 2003. - № 4.

4. Подвойский Д.Г. О предпосылках и истоках рождения социологической науки // СоцИс. - 2005. - № 7.

5. Сорокин П.А., Мертон Р.К. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа // СоцИс. - 2004. - № 6.

6. Шпакова Р.П. Макс Вебер и Владимир Ленин: аграрный вопрос (1892 - 1893) // СоцИс. - 2005. - № 11.

Тема 2. Научные теории в понимании объекта

и предмета науки (4 час.)

Занятие первое

  1. Плюрализм в  развитии социологической науки: многообразие теоретических парадигм и взглядов на понимание объекта и предмета социологического познания.
  2. Различие между объектом и предметом социологии и другими общественными науками. Понятие «социального» и его роль в специфике социологического знания.
  3. Структура социологического знания, его уровни: теоретический и эмпирический.

Занятие второе

  1. Социологические теории: функциональная теория конфликта, теории взаимодействия, теории обмена.
  2. Интерналистический  и экстерналистический подходы к изучению социальной реальности, их понятийный аппарат.
  3. Специфика методологии социологического познания. Уровни понятийного аппарата социологии.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. М., 1996.

2.      Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. М., 1998.

3.      Кармадонов О.А. Откровения и парадоксы символического интеракционизма // СоцИс. - 2006. - № 2.

4.      Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М., 2003.

5.      Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

6.      Уэбстер, Фрэнк. Теории информационного общества. М., 2004.

7.      Фукуяма Ф. Великий разрыв / Пер. с англ. М., 2004.

8.      Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с нгл. М., 1996.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Гофман А.Б. Существует ли общество? От психологического редукционизма к эпифеноменализму в интерпретации социальной реальности // СоцИс. - 2005. - № 1.

2.      Видоевич З. Глобализация, хаотизация и конфликты в мире // СоцИс. - 2005. - № 4.

3.      Давыдов А.А. Компьютерная социология: обзор зарубежного опыта // СоцИс. - 2005. - № 1.

4.      Давыдов А.А. Компьютационная теория социальных систем // СоцИс. – 2005. –  № 6.

5.      Ельчанинов М.С. Российская трансформация с точки зрения социальной синергетики // СоцИс. - 2003. - № 4.

6.      Качанов Ю.Л. Что такое социологическая теория? // СоцИс.- 2002. - № 12.

Тема 3. Социальные структуры и социальные системы (6 час.)

Занятие первое

  1. Социальная система как определенная целостность элементов с отношениями и связями между ними.
  2. Специфика социальных систем: общности, социальные группы, индивиды.
  3. Методологический аспект понятия «система», его значение в социологических исследованиях.

Занятие второе

  1. Системное исследование как особое научное направление.
  2. Принцип иерархичности в построении структуры социальных систем:

·         отношения элементов системы,

·         взаимодействия элементов системы,

·         связи элементов системы,

·         доминантные элементы, их значение в устойчивости, целостности системы связей и отношений.

  1. Социальная среда системы, ее значение:

·         социальное взаимодействие среды и системы;

·         три типа взаимодействия: каузальное (причинное), статистическое, вероятностное;

·         упорядоченность элементов системы, их связь с понятием стабильности системы.

Занятие третье

  1. Социальные роли и социальные статусы индивидов в системах, их значение в социологическом анализе.
  2. Основные социальные структуры: функциональная, организационная, линейная, ценностно-ориентационная.
  3. Общество как социальная система, его анализ. Экономическая, политическая, социальная и т.д. структуры общества.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. М., 1998.

2.      Давыдов А.А.  Системная социология - социология XXI века? // СоцИс. - 2006. - № 6.

3.      Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994.

4.      Немировский В.Г. Современная теоретическая социология: Учеб. пособие. Красноярск, 2003.

5.      Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

6.      Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологических революций / Пер. с англ. М., 2004.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Абрамов Р.Н. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по Парсонсу) // СоцИс. - 2005. - № 1.

2.      Беленький В.Х. Класс наемных рабочих или рабочий класс?  // Социс. - 2005. - № 3.

3.      Данилова Е., Ядов В. Контекстуально-лабильная социальная идентичность - норма современных динамичных обществ // СоцИс. - 2004. - № 10.

4.      Здравомыслов Г.А. Российский средний класс - проблема границ и численности // СоцИс. - 2001. - № 5.

5.      Кирдина С.Г.   Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России // СоцИс. - 2002. - № 12.

6.      Константинова Л.В. Социальная политика: штрихи к социологической концепции // СоцИс. - 2005. - № 2.

7.      Култыгин В.П. Исследование социальной структуры в переходных обществах (историко-методологический обзор) // СоцИс.- 2002. - № 4.

8.      Попова И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе - к проблеме соотнесения // СоцИс. - 2005. - № 12.

9.      Смирнов П.И. К вопросу о социологическом моделировании эволюции общества // СоцИс. - 2004. - № 8.

10.  Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // СоцИс. - 2004. - № 12.

Тема 4. Культура как социальное явление (4 часа)

Занятие первое

  1. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению культуры, предмет их анализа.
  2. Ценности, верования, обычаи, нормы, язык и техника как основные компоненты культуры.
  3. Функции культурных ценностей: утилитарная, эстетическая, информационная, символическая. Место и значение культурных ценностей в социально-историческом развитии общества и личности.

Занятие второе

  1. Типы культур: субкультуры, контркультуры, культурный релятивизм, культурные гомогенности и т.д.
  2. Понятие культурного развития и культурной регуляции.
  3. Культура и нормативная регуляция поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. М., 1996.

2.      Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. М., 1998.

3.      Исхакова Н.Р., Болтачев Р.Р. Музыкальные предпочтения молодежи //  СоцИс. - 2006. - № 6.

4.      Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. М., 2001.

5.      Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994.

6.      Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 200.

7.      Шипилов А.В. «Свои», «чужие» и другие. От античности до современности // СоцИс. - 2006. - № 5.

8.      Штомпка П. Социальное изменение как травма (статья первая) // Социс. - 2001. - № 1.

9.      Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе (статья вторая) // Социс. - 2001. - № 2.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // СоцИс. - 2005. - № 8.

2.      Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // СоцИс. - 2004. - № 7.

3.      Седова Н.Н. Мораль и социальная активность  (опыт социологического исследования)  // СоцИс. - 2004. - 8.

4.      Цветаева Н.Н. Ценности в биографическом дискурсе: от романтизма к прагматизму // СоцИс. - 2005. - № 9.

5.      Мурзина И.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры // СоцИс. - 2004. - № 2.

6.      Рассадина Т.А. Нравственные ориентации жителей российской провинции // СоцИс. - 2004. - № 7.

Тема 5. Личность как социальная система:

субъект и продукт социальных отношений (4 час.)

Занятие первое

1.      Понятие общественной жизни и человеческой природы. Парадигмы «социального поведения» (П. Блау, Д. Хоманс).

  1. Понятие социальной среды личности. Два типа вхождения в социальную среду (систему):

·         адаптация как пассивное приспособление;

·         интеграция как активное взаимодействие личности и социальной среды.

  1. Понятие типологизации «социального типа личности», его сущность. Социальное   поведение - один из критериев типологизации личности.
  2. Действия и поступки человека как эмпирические референты сознательных социально-психологических свойств и процессов.

Занятие второе

  1. Социологические концепции личности.
  2. Концепция социальных ролей; дихотомические концепции личности:

·         свобода - детерминизм,

·         рационализм - иррационализм,

·         холизм - элементаризм,

·         конституциализм - обусловленность внешней средой,

·         субъективность - объективность,

·         проективность - реактивность,

·         гомеостазис - гетеростазис,

·         познаваемость - непознаваемость.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. М., 1996.

2.      Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человека // СоцИс. - 2006. - № 6.

3.      Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. М., 1998.

4.      Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // СоцИс. - 2006. - № 6.

5.      Немировский В.Г. Массовое сознание и бессознательное как объект постнеклассической социологии // СоцИс. - 2006. - № 2.

6.      Смелзер Н. Социология. М., 1994.

7.      Фролов С.С. Социология: Учеб. для ст-тов вузов. М., 1998.

8.      Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологических революций / Пер. с англ. М., 2004.

9.      Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с нгл. М., 1996.

10.  Штомпка П. Социальное изменение как травма (статья первая) // Социс. - 2001. - № 1.

11.  Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе (статья вторая) // Социс. - 2001. - № 2.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Дубицкий В.В.  Актуальность идей К. Манхейма о социальном воспитании // СоцИс. - 2004. - № 8.

2.      Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // СоцИс. - 2003. - № 4.

3.      Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // СоцИс. - 2003. - № 1.

4.      Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // СоцИс. - 2002. - № 10.

5.      Панкова Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников // Социс.- 2002. - № 5.

6.      Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи (Дальневосточная ситуация) // СоцИс. - 2002. - № 1.

7.      Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // СоцИс. - 2002. - № 5.

8.      Осадчая Г.И. Стиль жизни молодых граждан: трансформация и региональная дифференциация  // СоцИс. - 2002. - № 10.

Тема 6. Ценности, оценки и ценностные ориентации

в структуре социологического знания (4 час.)

Занятие первое

1.      Цели, интересы и потребности как основа формирования и функционирования определенной системы требований социального целого.

2.      Социальная среда и социальный контроль, формы разрешения противоречий между личностью (группами) и обществом.

3.      Ценностные ориентации и оценки личности (группы), их природа и сущность.

Занятие второе

4.      Ценностные ориентации как компоненты сознания и поведения. Изучение ценностей в эмпирической социологии.

5.      Типология ценностей:

·         действительные (внутренние) и инструментальные ценности;

·         ценности целей и ценности средств;

·         ценности актуальные и потенциальные.

6.      Ценности как основа создания социальных систем.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. М., 1998.

2.      Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа: Учеб. пособие. М., 1996.

3.      Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: учебное пособие. М., 2000.

4.      Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994.

5.      Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры // СоцИс. - 2000. - № 7.

6.      Лисаускене М.В. Поколение next - прагматичные перфекционисты или романтики потребления // СоцИс. - 2006. - № 4.

7.      Смелзер Н. Социология. М., 1994.

8.      Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Под ред.  Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. М., 1998.

9.      Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс.  М., 2000.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // СоцИс. - 2004. - 7.

2.      Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенческий подход) // Социс.- 2002. - № 1.

3.      Иванова В.А., Шубкин В.Н. Массовая тревожность россиян как препятствие интеграции общества // СоцИс. - 2005. - № 2.

4.      Митрошенков О.А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами // Социс. - 2005. - № 11.

5.      Попов Е.А. Перспективы культуроцентричности в социогуманитарном знании // СоцИс. - 2005. - № 11.

6.      Соколов А.В. Интеллектуально-нравственная дифференциация  современного студенчества // СоцИс. - 2005. - № 9.

Тема 7. Социальная стратификация и социальная мобильность (4 час.)

Занятие первое

1.          Понятие социальной стратификации, ее виды: классовая, имущественная, наследственная.

2.          Доход, образование, социальный престиж как показатели социоэкономического статуса субъекта. Основные концепции классовой структуры общества.

3.          Понятие социального неравенства.

Занятие второе

4.          Понятие маргинальной личности.

5.          Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная, ее движущие силы.

6.          Возможности институционального регулирования процессов социальной мобильности.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Анурин В.Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда // СоцИс. - 2006. - № 7.

2.      Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. М., 1998.

3.      Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. М., 2003.

4.      Нагайчук А.Ф. Конфликт интересов в сфере социальной политики // СоцИс. - 2006. - № 3.

5.      Смелзер Н. Социология. М., 1994.

6.      Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

7.      Томилов В.А. Понятия «профессия» и «профессионал» / Томилов В.А. Профессиональная деятельность человека и условия ее оптимизации в современном обществе: Монография. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.

8.      Фролов С.С. Социология: Учеб. для ст-тов вузов. М., 1998.

9.      Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с нгл. М., 1996.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Балабанов А.С.,  Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации //СоцИс. - 2003. - № 1.

2.      Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Профессионалы - портрет на фоне реформ // СоцИс. - 2005. - № 2.

3.      Климова С.Г. Критерии определения группы «Мы» и «Они» // Социс.- 2002. - № 6.

4.      Попова И.П. Профессионализм - путь к успеху? (социально-профессиональные характеристики богатых и бедных) // СоцИс. - 2004. - № 3.

5.      Трушков В.В. Современный рабочий класс России в зеркале статистики // Социс.- 2002. - № 2.

6.      Черныш М.Ф. Культурные противоречия российской экономики // СоцИс. - 2004. -

7.      Противоречия становления социального партнерства // СоцИс. - 2004. - 6.

8.      Шабанова М.А. Поскоммунистический трансформационный процесс в России: «механизменная» перспектива анализа // Социс. - 2004. - № 1.

Тема 8. Социальные институты

 и институциональные отношения (4 час.)

Занятие первое

1.      Идеи социальных институтов как образований, обеспечивающих относительную устойчивость социальных связей и социальных отношений (О. Конт, Г. Зиммель, Ф. Теннис и др.).

2.      Подходы к определению социального института у М. Вебера, Т. Веблена, Т. Парсонса.

3.      Социальный институт - «союз», основанный на согласии индивидов, групп, общностей.

Занятие второе

4.      Социальные показатели институциональных отношений на эмпирическом уровне:

1.      субъекты отношений (индивиды, группы, общности и т.д.);

2.      «платформа» (интерес, потребности) как основа отношений;

3.      установки партнеров на «платформу», их общности и различия;

4.      цель создания института, поведение субъектов относительно достижения цели;

5.      «максимы» как наиболее приемлемые формы поведения («усредненный тип поведения») индивидов, составляющих структуру института.

5.      Понятие конфликтного социума и дисфункции. Функции (или задачи) института:

·         регулятивные;

·         культурные;

·         религиозные;

·         интегративные;

·         информационные;

·         другие.

6.      Источники развития (или кризиса) социальных институтов. Понятие аномии.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

2.      Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. М., 2003.

3.      Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994.

4.      Левашов В. К. Гражданское общество и демократическое государство в России // СоцИс. - 2006. - № 1.

5.      Мнацаканян М.О.  Парадоксальный человек в парадоксальном обществе // СоцИс. - 2006. - № 6.

6.      Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М., 2003.

7.      Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

8.      Томилов В.А. Понятия «институция» и «институт» / Томилов В.А. Профессиональная деятельность человека и условия ее оптимизации в современном обществе: Монография. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.

9.      Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс.  М., 2000.

10.  Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с нгл. М., 1996.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Глотов  М.Б. Социальный институт: определения, строение, классификация // СоцИс. - 2003. - № 10.

2.      Кирдина С.Г. Импорт концепций, прежние подходы или новые самостоятельные теории? (О состоянии фундаментальных исследований в российской социологии) // СоцИс. - 2001. - № 8.

3.      Кирдина С.Г. Позволяют ли новые институциональные теории понять и объяснить процессы преобразования в современной России? // СоцИс. - 2001. - № 3.

4.      Кирдина С.Г.  Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии  в России // СоцИс. - 2002. - № 12.

5.      Левашов В.К. Морально–политическая консолидация российского общества в условиях неолиберальных трансформаций // СоцИс. - 2004. - № 7.

6.      Нестик Т.А. Социальное конструирование времени: теоретический анализ // СоцИс. - 2003. - № 8.

7.      Кузнецов В.Н. Общенациональная идея как фундаментальная проблема общества // СоцИс. - 2005. - № 4.

8.      Уайт С. Еще раз о посткоммунистической транзиции // СоцИс. - 2003. - № 11.

 

Тема 9. Социальные общности как формы социальной организации индивидов

 (2 час.)

  1. Понятие социальных общностей и социальных организаций.
  2. Социальная организация как целевая группа, ее роль в жизни общества.
  3. Формальные и неформальные организации.
  4. Социальные группы. Роль ценностей в сплоченной группе.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Волков Ю.Г., Нечупуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. Ростов-н/Д., 2000.

2.      Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // СоцИс. - 2006. - № 6.

3.      Мачеринскене И., Мнкуте-Генриксон Р., Симанавичене Ж. Социальный капитал организации: методология исследования // СоцИс. - 2006. - № 3.

4.      Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003.

5.      Смелзер Н. Социология. М., 1994.

6.      Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. М., 1998.

7.      Социология. Уче. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. проф. А.Н. Елсукова. Мн., 2001.

8.      Томилов В.А. Проблемы организации профессиональной деятельности человека в современном обществе / Томилов В.А. Профессиональная деятельность человека и условия ее оптимизации в современном обществе: Монография. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Валеева А.Ф. Социально-профессиональная стратификация как фактор языкового поведения в полиэтническом  регионе // Социс. - 2003. - № 12.

2.      Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // СоцИс. - 2004. - № 10.

3.      Гринин Л.Е.  «Люди известности» - новый социальный слой? // СоцИс. - 2004. - № 12.

4.      Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // СоцИс. - 2005. - 2.

5.      Петухов В.В. Богатые и бедные в социально-политическом процессе // СоцИс. - 2004. - № 3.

6.      Попова  Е. П. Проблема критериев организационного развития // СоцИс. - 2004. - №9.

Тема 10. Социальные изменения (4 час.)

Занятие первое

  1. Сфера изучения теории социальных изменений.
  2. Идеи социальных изменений в концепциях социального конфликта (К. Маркс, Г. Спенсер, М. Вебер, Л. Гумплович, Л.Ф. Уорд, Т.Б. Веблен, Р. Парк, П. Сорокин).

Занятие второе

1.      Дихотомические типы социальных изменений:

·         реактивное и проектное,

·         стихийное и сознательное (планируемое),

·         целенаправленное и нецеленаправленное,

·         прогрессивное и регрессивное,

·         добровольное и навязанное,

·         длительное и кратковременное.

2.      Стратегии социальных изменений как формы оптимизации проведения социальных изменений.

3.      Уровни социальных изменений.

ЛИТЕРАТУРА

1.      ДеБолт Дж.У. Причины и следствия неудач модернизации в России // СоцИс. - 2006. - № 1.

2.      Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. М., 1998.

3.      Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

4.      Кризисный социум. Наше общество в трех измерения. М., 1994.

5.      Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М., 2003.

6.      Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

7.      Уэбстер, Фрэнк. Теории информационного общества. М., 2004.

8.      Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.

9.      Фукуяма Ф. Великий разрыв / Пер. с англ. М., 2004.

10. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с нгл. М., 1996.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Дмитриев А.В.  Конфликтогенность миграции: глобальный аспект // СоцИс. - 2004. - № 10.

2.      Жуков В.И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности // СоцИс. - 2005. - № 6.

3.      Ку А.С. Преодолеть парадокс  «гражданского общества без гражданства» // СоцИс. - 2003. - № 12.

4.      Култыгин В.П. Облик социального мира в современной социологической мысли // СоцИс. - 2003. - № 2.

5.      Левашов В.К. Общество и глобализация // СоцИс. - 2005. - № 4.

6.      Мартинелли  А. Рынки, правительства и глобальное управление (Доклад XV Конгрессу Международной социологической ассоциации, Брисбен, 2002)  // СоцИс. - 2003. - № 1.

Тема 11. Глобализация социальных процессов в современном мире (4 час.)

Занятие первое

  1. Образы глобального мира и теории глобализации.
  2. Глобальные кризисы человечества.
  3. Человечество как «глобальная общность»:

·         роль мирового рынка;

·         интегрирующая роль культуры;

·         осознание людьми глобальной общности и единства в современном мире.

Занятие второе

  1. Социология глобализации.
  2. Дилемма:

·         локальное - глобальное;

·         поликультуризм и национально-культурное развитие.

  1. Социологическое обеспечение прогнозирования основных тенденций   функционирования современного социума. 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. М., 1998.

2.      Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

3.      Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М., 2003.

4.      Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

5.      Уэбстер, Фрэнк. Теории информационного общества. М., 2004.

6.      Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.

7.      Фукуяма Ф. Великий разрыв / Пер. с англ. М., 2004.

8.      Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // СоцИс. - 2006. - № 1.

9.      Цаплин В.С. Постиндустриализм: оправданы ли претензии // СоцИс. - 2006. - № 4.

10.  Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с нгл. М., 1996.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Еляков А.Д. Современная информационная революция // СоцИс. - 2003. - № 10.

2.      Иванов В.Н., Назаров  М.М. Массовая коммуникация и современные тенденции глобализации // СоцИс. - 2003. - № 10.

3.      Левашов В.К. Глобализация и социальная безопасность // СоцИс. - 2002. - № 3.

4.      Мальковская  И.А.  Глобализация и транскультурный вызов незападного мира // СоцИс. - 2005. - № 12.

5.      Ракитянский Н.М.  Россия и вызовы глобализации // СоцИс. - 2002. - № 4.

6.      Турен А. Социология без общества // СоцИс. - 2004. - 7.

Тема 12. Социокультурные особенности развития российского общества

 (4 часа)

Занятие первое

  1. Цивилизационный контекст:  от традиционного общества к современному обществу.
  2. Основные тенденции развития современной цивилизации.
  3. Основные направления и критерии реформации в России.

·         Освобождение общества от различных форм социального паразитизма, иждивенчества.

·         Демилитаризация экономики.

·         Демонополизация, защита законом конкуренции.

·         Инновации и инновационное мышление россиян.

·         Сонтанный рост новых структур, реинтеграция.

Занятие второе

4.      Характер деформации традиционных ценностей в общественном сознании россиян.

5.      Новый облик субъектов социальной активности. Особенности формирование среднего слоя в России.

6.      Социологический анализ хода социальных реформ в России.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. М., 1998.

2.      Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

3.      Седова Н.Н. Эффективность бюрократии в оценках россиян // СоцИс. - 2006. - № 3.

4.      Тощенко Ж.Т. Время мифов и пути их преодоления // СоцИс. - 2006. - № 1.

5.      Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.

6.      Фукуяма Ф. Великий разрыв / Пер. с англ. М., 2004.

7.      Фурсов А.И. Мифы перестройки и мифы о перестройке // СоцИс. - 2006. - № 1.

8.      Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с нгл. М., 1996.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Аллард Э. Сомнительные достоинства концепции модернизации // СоцИс.- 2002. - № 9.

2.      Беляева Л.А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской   России // СоцИс. - 2004. - № 10.

3.      Богомолова Т.Ю.,  Тапилина В.С. Миграция бедности: масштабы, воспроизводство, социальный спектр // СоцИс. - 2004. - №12.

4.      Келлер Ян. Модернизация – гуманизация общества или коррозия бытия? (критические заметки о теории модернизации) // СоцИс. - 2002. - № 7.

5.      Шабанова М.А. Посткоммунистический трансформационный процесс в России: «механизменная» перспектива анализа // СоцИс. - 2004. - № 1.

6.      Яницкий О.Н.  Россия как экосистема // СоцИс. - 2005. - № 7.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

((Экзамен, 1 семестр)

  1. Объект и предмет социологии как науки.
  2. Место социологии в структуре современного научного знания.
  3. Структура социологического знания, его уровни: теоретический и эмпирический.
  4. Социально-теоретические предпосылки становления социологии как науки.
  5. Социологические воззрения О. Конта.
  6. Вклад в социологию Г. Спенсера.
  7. «Социологизм» Э. Дюркгейма.
  8. «Понимающая» социология М. Вебера.
  9. Социология в России: история и современность.
  10. Основные школы и направления современной социологии.
  11. Структурно-функциональная теория социальных систем Т. Парсонса.
  12. Функционализм Р. Мертона.
  13. Конфликтная парадигма Р. Дарендорфа.
  14. «Понимающая социология» А. Шюца.
  15. Символический интеракционизм Дж.Г. Мида.
  16. Основные онтологические ориентации в социологии (номинализм и реализм).
  17. Метод объяснения и метод понимания в социологии, их познавательные возможности.
  18. Структура теоретического знания в социологии, предмет и направления фундаментального уровня. Понятийный аппарат социологии.
  19. Понятийный аппарат и логика функционального анализа в социологии.
  20. Этапы эволюции теоретической социологии и их содержание.
  21. Общество и его признаки. Типология обществ.
  22. Социальный порядок и его объяснение.
  23. Понятие общества в истории социальной мысли и социологической теории.
  24. Системные свойства общества. Условия сохранения социальных систем.
  25. Понятие структуры и функции в социологии.
  26. Понятие культуры в социологии. Функции культуры.
  27. Культура как способ существования социального. Культура и субкультура.
  28. Личность как активный субъект социального взаимодействия. Теории развития личности.
  29. Сущность и этапы социализация личности. Агента и институты социализации.
  30. Взаимосвязь личности и общества. Социальный статус и социальная роль.
  31. Социальное неравенство и исторические типы стратификации общества.
  32. Социальное неравенство, класс и слой, классовое и современное общество.
  33. Социальная структура современного общества. Особенности стратификации российского общества.
  34. Социальная мобильность: горизонтальная и вертикальная.
  35. Понятие власти и господства. Образование власти и легитимация власти.
  36. Бюрократия и ее основные черты. Меры против бюрократизации власти.
  37. Понятие поведения и социального действия, различия между ними.
  38. Социальные нормы, их виды, усвоение и изменение норм.
  39. Понятие социального взаимодействия.
  40. Социальные институты. Функции важнейших социальных институтов.

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(2, 3 семестры)

1.      Э. Дюркгейм и понятие «социологизм».

2.      Понятие идеального типа у М. Вебера.

3.      Значение творчества М. Вебера для современной социологии.

4.      Веберовская концепция понимания как социологического метода.

5.      Понятие социального акта у Дж. Мида.

6.      Концепция социализации Дж. Мида и ее влияние на социологию.

7.      Биологические и социологические предпосылки структурного функционализма Т. Парсонса.

8.      Структурный функционализм Т. Парсонса. Понятия «функция», «структура», «система».

9.      Понятие «функция» в социологии Р. Мертона. Явные и латентные функции. Дисфункция. Методологическое значение этих понятий.

10.  Трактовка аномии у Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона.

11.  Концепции бюрократии у М. Вебера и Р. Мертона: сравнительный анализ.

12.  Концепция социальной стратификации и социальной мобильности у П. Сорокина.

13.  Гуманистические принципы и цели социологии П. Сорокина.

14.  Метод понимания и метод объяснения в социологии и их познавательные возможности.

15.  Понятие структуры и функции в социологии.

16.  Ситуация в российской теоретической социологии.

17.  Социальное взаимодействие как предмет социологии.

18.  Взаимодействие в социальной группе.

19.  Ролевой конфликт и способы его разрешения.

20.  Процесс образования власти в малой группе.

21.  Понятие социализации в социологии и психологии.

  1. Понятие культуры в культурантропологии и социологии.
  2. Социальная структура современного общества.
  3. Новые социальные слои в России.
  4. Образование слоя предпринимателей в России.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

(Экзамен, 3 семестр)

1.      Структура теоретического знания в социологии. Понятийный аппарат социологии.

2.      Понятие и предмет социологической теории.

3.      Основные теоретические направления в социологии и систематизация социологических понятий.

4.      Основные онтологические ориентации в социологии (номинализм и реализм).

5.      Метод объяснения и метод понимания в социологии, их познавательные возможности.

6.      Понятие общества в истории социальной мысли и социологической теории.

7.      Социальные системы и условия их сохранения.

8.      Понятие структуры и функции в социологии.

9.      Общество и его признаки. Типология обществ.

10.  Социальный порядок и его объяснение.

11.  Системные свойства общества. Условия сохранения социальных систем.

12.  Социальное неравенство и исторические типы стратификации общества.

13.  Социальная стратификация современного общества. Модели стратификации.

14.  Особенности стратификации российского общества.

15.  Институциональное и субстанциональное понятие социальной структуры.

16.  Концепции социальной структуры.

17.  Понятийный аппарат и логика функционального анализа в социологии.

18.  Социальные институты и их функции.

19.  Теории социальных институтов.

20.  Возникновение и изменение социальных институтов.

21.  Понятие  организации. Направление исследований организаций в социологии.

22.  Понятие власти и господства. Образование власти и легитимация господства.

23.  Бюрократия и ее основные черты. Меры против бюрократизации власти.

24.  Культура и социальные ценности.

25.  Социальные роли и нормы. Нормативная регуляция поведения.

26.  Ролевой конфликт, его виды и способы разрешения.

27.  Поведение, социальное действие. Диспозиционная регуляция поведения (Модель В.А. Ядова).

28.  Социальное взаимодействие и социальная группа.

29.  Первичная и вторичная социализация. Концепция социализации.

30.  Прогресс, социальная эволюция и социальные изменения.

31.  Факторы и формы перехода от традиционного общества к современному обществу.

32.  Органическая и неорганическая модернизация.

33.  Цивилизационный и формационный подходы в концепциях модернизации.

34.  Основные тенденции развития современной цивилизации.

35.  Глобальные кризисы человечества.

36.  Социология глобализации.

37.  Социологический анализ состояния российского общества с начала 90-х гг. (по работе «Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях». М., 1994).

38.  Характер деформации традиционных ценностей в общественном сознании россиян.

39.  Личность как активный субъект социального взаимодействия.

40.  Новый облик субъектов социальной активности. Специфика формирование среднего слоя в России.

 

 

 

 

 

 

C нами можно связаться: sociology102@mail.ru тел:32-42-73

© 2004 - 2009 Уссурийский государственный педагогический институт
 
 


:: Навигация ::
Институт
Форум
Поступающему
Учебная работа
Научная работа
Трудоустройство и образовательные услуги
 
 В какое учебное заведение Вы собираетесь поступать? 
   УГПИ
   ПГСХА
   ДВГУ
   ТГЭУ
   ВГУЭС
   ДВГТУ
   Другое
Результаты
:: Новости сайта ::
22.09.2005 - Томилов В.А. Образование как фактор устойчивого развития общества
8.11.2006 - Обновления главной страницы
10.11.2006 - Обновления состава преподавателей
05.12.2006 - Томилов В.А. Обновления странице.
22.02.2007 - День Социолога 2006
31.05.2007 - Круглый стол "Модели устойчивого развития региона"
12.01.2009 - Добавлен раздел Абитуриенту
12.01.2009 - Добавлен новый раздел "Лаборатория прикладной социологии"
24.03.2009 - Адаптация китайских студентов в новой социокультурной среде: Отчет о социологическом исследовании.
24.03.2009 -
4 февраля 2009 на кафедре социологии, экономики и философии прошла межвузовская конференция
«Городское предпринимательство: теория и практика».
В работе конференции приняли участие преподаватели УГПИ, ПГСХА, ДВЮА, ТГЭУ
03.04.2009 -
ОПРОС среди абитуриентов 2009 года.
Пройти опрос
12.05.2009 -
ОПРОС "В какое учебное заведение Вы собираетесь поступать?"