Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Предъюбилейный «Слёт пеликанов»
 
  26 апреля 2018

XIX конкурс педагогического мастерства «Слет пеликанов – 2018», как и три предыдущих, завершился победой студентки направления подготовки «Математика».

С 17 по 24 апреля 2018 года в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета проходил конкурс педагогического мастерства среди студентов «Слет пеликанов». Согласно средневековой легенде, при угрозе голодной смерти самка пеликана разрывает себе грудь и, жертвуя собственной жизнью, кормит птенцов своей кровью. Во всем мире эта благородная птица символизирует милосердие и заботу, а будущих учителей она уже много лет «окрыляет» и вдохновляет на овладение новыми высотами в профессии.

В течение всей недели девять студентов, представителей своих направлений подготовки, а также их команды принимали участие в напряженных состязаниях в шести номинациях. На старт педагогического марафона вышли Анастасия Спичкина (НП «Математика»), Евгения Ипполитова (НП «Русский язык и литература»), Евгений Жук (ОП «Биология и химия»), Анна Бибишева (НП «Начальное образование»), Анастасия Толмачева (НП «Иностранные языки»), Кирилл Чернышев (НП «История и обществознание»), Дарья Пацюк (ОП «География»), Виктор Коноплёв (НП «Физическая культура») и Дарья Беленькая (НП «Восточные языки»).

Ко всем участникам конкурса обратился с напутственным словом директор Школы педагогики профессор С.В. Пишун.

— Наш конкурс подходит к важному юбилею, и каждый год, во всех прошедших конкурсах, в его ходе зажигались звезды – те ребята, которые были не просто яркими, креативными, а могли найти выход из самых сложных педагогических ситуаций, — напомнил Сергей Викторович. — Я абсолютно уверен, что и в этот раз проявятся все ваши таланты: в общении, в совместном решении проблем, во взаимодействии с детьми. И, что еще важнее, вы получите бесценный опыт, который пригодится вам в дальнейшей работе.

Конкурс открыли выступления команд в номинации «Старые сказки о главном». Задача каждой пятерки состояла в том, чтобы не более, чем за 7 минут, используя весь свой артистизм и доступные средства, показать сценическую интерпретацию какой-либо широко известной сказки, но используя при этом термины из психологии и педагогики. Будущие историки сделали главным персонажем «молодого учителя Колобкова», которого на пути в школу подстерегали не звери, а проблемы – например, авторитаризм, непрофессионализм и маленькая зарплата. Но, в отличие от своего прототипа, Колобков цели достиг. Их соперники, будущие учителя иностранных языков, обыграли сюжет «Аладдина», превратив самого Аладдина и его подругу Жасмин в студентов, попавших на первую педагогическую практику, где им пришлось убедить в своей правоте и профессиональной пригодности консервативного учителя-методиста Альбину Джафаровну и авторитарного директора школы Султану Султановну. Не могло не вызвать улыбок в зале и упоминание «волшебной книги под названием ФГОС». Их сменили на сцене студенты НП «Русский язык и литература» со своей версией «Теремка», в которой каждый зверь получил свою характерную черту: Мышка-альтруистка, коммуникабельная Лягушка, гиперактивный Зайчик, целеустремленная Лисичка и Волчок-меланхолик. И так хорошо все сложилось в них в Теремке, что даже Медведь («холерик с девиантным поведением») под их влиянием «провел рефлексию и встал на путь самовоспитания». «Три поросенка» по версии будущих математиков стали студентами, а Серый Волк – строгим преподавателем. Как и в исходной сказке, перед вольчим напором выстоял домик только того поросенка, кто построил его на фундаменте прочных знаний. Будущие учителя начальных классов обыграли один из самых романтических сказочных сюжетов – «Золушку». А вот команда НП «Биология и химия» взялась за сказку «По щучьему велению»: у них нерадивый студент Емеля, слишком положившийся на случайно попавшую ему в руки волшебную рыбу, столкнулся потом с заслуженными проблемами, которые ему пришлось с честью преодолеть. Их коллеги с НП «Физическая культура» переиначили сказку «Репка», при этом юмористическая подача не помешала ребятам донести до зрителя мысль, что «семья – это сила и бесценный дар», и что «вместе мы можем всё». Команда НП «География» выступила со своей версией трогательной сказки о Волке, усыновившем Теленка. Завершила выступления в этой номинации команда НП «Восточные языки». В их интерпретации «Три медведя» стали тремя заслуженными педагогами, подавшими правильный пример школьнице Маше, которая тоже стала учительницей.

В тот же день начались соревнования и в личном зачете. Все основные участники выступали в роли учителей на родительском собрании, рассуждая о том, как обеспечить информационную безопасность детей в современном обществе. И пусть родители, к которым обращались со сцены конкурсанты, были воображаемыми, ребята смогли раскрыть всю глубину этой острой проблемы, привести оригинальные примеры и дать конкретные рекомендации.

На второй день конкурса основным участникам предстояло справиться с таким сложным испытанием, как «Педагогическая экспертиза». Каждый из ребят по очереди выходил к микрофону в качестве «эксперта» и, по истечении двух минут, предназначенных на обдумывание, высказывал свое мнение по заданной проблеме обучения, после чего его коллеги (как «члены экспертного совета») имели право задавать ему вопросы. Как и в прошлом году, «экспертам» предлагались для размышления не только вопросы, но и связанные с ними видеофрагменты, в которых затрагивались те или иные проблемы обучения. В этот раз весь видеоматериал для экспертизы был взят из лекции «Творчество как свойство мозга» профессора Санкт-Петербургского государственного университета, доктора филологических наук и доктора биологических наук Татьяны Владимировны Черниговской.

В тот же день продолжили борьбу и команды. Второй день конкурса завершила командная номинация – круглый стол на тему «Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского и современность». Члены каждой из команд по очереди беседовали с модератором круглого стола (в этой роли выступила начальник отдела воспитательной работы и молодежной политики Школы педагогики ДВФУ Г.В. Хомулло), стараясь продемонстрировать, насколько глубоко они знакомы с идеями и опытом работы великого советского педагога, чей столетний юбилей отмечается в этом году, и каким образом наследие Сухомлинского может послужить учителю двадцать первого века.

Бесспорной кульминацией конкурса стал его третий день. В среду основные участники давали открытые показательные уроки в школе-гимназии №29. Перед ними стояла непростая задача дать не просто урок, а урок-открытие. Нельзя не увидеть определенный символизм, что главная номинация нашего весеннего конкурса началась с урока математики в начальной школе, на котором Анна Бибишева предложила третьеклассникам совершить виртуальное путешествие в историю Уссурийска, открывая тайны старых названий его улиц. Подхватив эстафету, Дарья Пацюк и девятый класс подробно разобрали на уроке географии современное состояние нефтяной промышленности России. На уроке русского языка Евгения Ипполитова предложила пятиклассникам попробовать себя в роли журналистов, редакторов и корректоров газеты «Читай и думай», и школьники настолько увлеклись игрой, что без труда применяли даже самые сложные правила орфографии и пунктуации. «Человек есть то, что он ест», – процитировал широко известное изречение в начале урока биологии Евгений Жук. Нетрудно догадаться, что тема урока была связана со здоровым питанием, а точнее – витаминами, продуктами питания, в которых они содержатся, и с болезнями, вызванными их отсутствием, недостатком или избытком в рационе. Кирилл Чернышев решился обсудить на уроке истории в десятом классе различные точки зрения на одну из самых противоречивых фигур в отечественной истории – князя Владимира Красное Солнышко, с чьим именем связано такое основополагающее событие в развитии и нашей истории, и нашей культуры, как крещение Руси. Урок физической культуры, который дал Виктор Коноплев для девушек одиннадцатого класса, был ориентирован на практическую пользу – на изучение простых и эффективных приемов самообороны. Оптимальный темп и динамизм урока, понятные инструкции, готовность учителя прийти на помощь каждой ученице – в общем, не стоит удивляться, что после звонка с урока Виктор получил в награду не только высокие баллы от жюри (о которых в тот момент, как положено, никто не знал), но и аплодисменты от школьниц. На уроке английского языка у Анастасии Толмачевой семиклассники применяли уже полученные знания, выполняя творческие задания – составляя дидактические синквейны, посвященные амурскому тигру и Всемирному фонду дикой природы. Анастасия Спичкина превратила шестой класс в полном составе в «Математическое бюро расследований», которое, решив цепочку занимательных задач, успешно повторило правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел. Завершил номинацию урок корейского языка, в ходе которого шестиклассники с помощью Дарьи Беленькой не только закрепили соответствующий языковой материал, но и мысленно перенеслись в Страну утренней свежести, чтобы насладиться красотой её весенней природы.

В понедельник, 23 апреля, конкурсные выступления завершились номинацией командного зачета – интерактивным воспитательным мероприятием на тему «Дари добро!», посвященным Году волонтёра. Одна из команд по очереди показывала фрагмент своего мероприятия, а во время ее выступления все остальные команды играли роль целевой аудитории – детей соответствующего возраста. Ребята не упустили случая проявить свои творческие способности по максимуму. Некоторые команды при этом настолько отошли от стереотипов, что приятно удивили зрителя. Будущие учителя-словесники доказали, что они умеют проводить подвижные игры, а физкультурники, в свою очередь, продемонстрировали, что им не чужда поэзия. И, конечно, нельзя не упомянуть обаятельную Сову с ее «детишками» из команды НП «История и обществознание».

24 апреля состоялось торжественное подведение итогов конкурса.

Еще не знающие, кому досталась «пальма первенства», взволнованные, но переполненные положительными эмоциями и довольные проделанной работой, конкурсанты охотно делились впечатлениями.

— Хочу поблагодарить организаторов конкурса, — первой взяла слово студентка НП «Восточные языки» Дарья Беленькая. — Хочу поблагодарить и нашего педагога-наставника за то, что мы успешно выступили на этом конкурсе. Спасибо моей команде, моим девочкам, за то, что, несмотря на простуды, слезы, загруженность научными конференциями, педагогической практикой, предзащитой дипломов (и всё это – на одной неделе!), мы выдержали.

— Как говорил Антон Павлович Чехов, краткость – сестра таланта, — лаконично выразил свое мнение студент ОП «История и обществознание» Кирилл Чернышев. – Мне очень понравилось это мероприятие. Спасибо моей команде, моим наставникам и моим соперникам!

— Огромное спасибо организаторам этого конкурса, — согласился с предыдущими комментариями студент НП «Биология и химия» Евгений Жук. — Спасибо педагогу-наставнику и моей команде. Без вас ничего этого не было бы. И огромное спасибо другим участникам. Было действительно интересно.

— Не хочу быть и не буду оригинальной, — продолжила мысль студентка НП «Иностранные языки» Анастасия Толмачева. — Я благодарю свою команду, весь состав кафедры образования в области романо-германских языков и организаторов данного конкурса.

— Хочется чуть-чуть добавить к тому, что уже было сказано, — прокомментировала студентка НП «Математика» Анастасия Спичкина. — Очень здорово, что это конкурс стал традиционным. Конечно же, большое спасибо организаторам. От себя могу сказать, что каждому было тяжеловато участвовать в личном зачете. Но я очень рада, что ни на минуту не оставалась одна. Спасибо моей команде. Вы – лучшие! Спасибо педагогу-наставнику. Татьяна Алексеевна, мы все вас любим! Спасибо компетентному жюри за ваши отметки. И большое спасибо всем участникам.

— Любой конкурс должен чему-то учить, и я думаю, что каждый участник узнал для себя что-то новое — попыталась отрефлексировать студентка НП «Русский язык и литература» Евгения Ипполитова. — Благодаря доставшемуся мне вопросу в номинации «Педагогическая экспертиза» я, например, узнала, что, оказывается, все ученые делятся на «лягушек» и «птиц». И я искренне надеюсь, что эта информация пригодится мне в будущем. Большое спасибо нашим наставникам, которые перед каждым конкурсным заданием помогали нам справиться со стрессом, тревогой и волнением, делились своим опытом. Команда и зрители, большое вам спасибо за поддержку в трудные минуты.

— Я тоже не буду оригинальной и скажу спасибо своему педагогу-наставнику, преподавателям кафедры педагогики, группе Б2411 и, конечно же, моей любимой команде, — продолжила разговор студентка НП «Начальное образование» Анна Бибишева. — Большое спасибо организаторам и соперникам. Вперед, к победам!

— Вначале хотела бы поблагодарить своего педагога-наставника, поскольку для нас всех это был первый опыт, — призналась студентка НП «География» Дарья Пацюк. — Спасибо за труд, за терпение, за силы, которые в нас вложили. Спасибо за поддержку студентам-географам второго и третьего курсов, спасибо организаторам и жюри, спасибо преподавателям кафедры географии, экологии и охраны здоровья детей.

— Хочу выразить благодарность организаторам данного конкурса, — ярко и эмоционально высказался студент НП «Физическая культура» Виктор Коноплев. — Большое спасибо за тот бесценный опыт, который вы мне дали. Он мне поможет в будущем – в моей профессиональной деятельности. Спасибо жюри и отдельно – Татьяне Анатольевне Банку. Спасибо преподавателям кафедры теории, методики и практики физической культуры и спорта за то, что помогли мне, вошли в положение, дали мне этот шанс. Спасибо моей команде за поддержку. Большое спасибо всем участникам за отлично проведенное вместе время!

Для награждения первыми на сцену поднялись члены оргкомитета. Их сменили члены «десятой команды» конкурса – жюри, которое в течение недели честно и беспристрастно, справедливо и доброжелательно оценивало выступления команд и участников. Нашли заслуженные награды и заботливых педагогов-наставников.

И вот наступил самый торжественный момент – время вручения заслуженных наград главным виновникам торжества.

Диплом победителя в командном зачете получила команда НП «Русский язык и литература», «серебро» завоевали их коллеги с НП «Иностранные языки», а «бронзу» - будущие учителя начальных классов.

А среди основных участников призовые места распределились следующим образом:

  • I место – Анастасия Спичкина (ОП «Математика»);
  • II место – Анастасия Толмачева (ОП «Иностранные языки»);
  • III место – Дарья Беленькая (ОП «Восточные языки»).
  • Оргкомитет и жюри решили вручить специальные дипломы студентке НП «Русский язык и литература» Евгении Ипполитовой и студенту НП «Физическая культура» Виктору Коноплеву за победу в номинации «Лучший конкурсный урок-открытие».

Итак, очередной конкурс педагогического мастерства официально завершился, но его дух остается с нами. Анализ и живое обсуждение событий главного ежегодного конкурса среди студентов Школы педагогики будут продолжаться еще долго. В общем, можно смело сказать, что подготовка к юбилейному, двадцатому «Слёту пеликанов», который состоится в 2019 году, уже набирает обороты.


И.В. Варицкий

Фото автора и Л. Дерябиной





 


Website Security Test