22 января 2009

Произошло событие, которое ждали давно. Ждали и учителя города Уссурийска и Уссурийского городского округа, и наши преподаватели. Впервые за всю историю УГПИ (а в этом году институт отметит свое 55-летие) состоялись курсы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы средних общеобразовательных учреждений.

В последние годы много говорилось о необходимости их организации. Ведь настоящий учитель постоянно испытывает потребность в совершенствовании своей профессиональной подготовки. Как тут не вспомнить предостережение К.Д. Ушинского: «Как только учитель перестает учиться, в нем умирает учитель»!

С 2002 года нами регулярно проводились научно-методические конференции с участием учителей-словесников. На них обсуждались актуальные проблемы современного литературного образования. Но время показало, что таких эпизодических форм сотрудничества с учительской аудиторией явно не достаточно. Нужно более тесное взаимодействие. Наша инициатива – создать курсы повышения квалификации на базе педагогического института – всегда встречала одобрение со стороны учителей.

Была проведена огромная предварительная подготовка: изучен спрос учителей (на основе анализа данных массового опроса учителей-словесников города и района), разработаны программы, разосланы информационные письма и приглашения, составлено расписание курсов, подготовлена смета расходов и текст договоров.

И вот – свершилось….

С 11 по 16 января 2009 года были реализованы две программы подготовки: «Методика школьного анализа и интерпретации литературного произведения» (72 часа) и «Современные педагогические технологии в системе литературного образования» (72 часа) (руководитель обеих программ – д.п.н., профессор А.М. Антипова). Сформировалось две группы по 10 человек в каждой, которые работали параллельно. Слушателями стали учителя городских школ (г. Уссурийска (МОУ СОШ №№ 14, 27, 29, 8, 24, 6) и г. Артема), а также сельских школ (с. Новоникольск, с. Михайловка, с. Красный Яр, с. Майское, п. Заводской). 15 учителей из 20 – выпускники разных лет УГПИ.

Учителям был предложен материал, с одной стороны, соответствующий уровню развития современной науки, с другой – учитывающий потребности современной школы и требования, предъявляемые к подготовке учителя литературы в условиях профилизации средней школы.

Мы старались разнообразить формы работы со слушателями: проблемные лекции, практикумы, круглые столы, презентации творческих проектов, деловые игры. В основе методики организации занятий со слушателями – постоянная обратная связь, обращение к индивидуальному опыту учителей.

На итоговом собрании учителя высоко оценили работу курсов и высказали единодушное мнение – курсы должны проводиться регулярно. По завершении работы были вручены удостоверения государственного образца.

Эта неделя, заполненная совместной увлеченной деятельностью, живым заинтересованным общением с моими первыми слушателями, заставила в очередной раз задуматься о будущем института. А оно (и это очевидно) связано с набором и отбором (вещи разные) абитуриентов.

Мы работаем в педагогическом вузе и поэтому обязаны иметь тесную связь со школами, осуществлять целенаправленную и систематическую работу по профориентации среди школьников. Только в этом случае возможно комплектование института студентами, способными к педагогической работе.

Однако не меньшее значение имеет совершенствование работы по развитию педагогической направленности личности в самом процессе обучения студентов в педвузе. И решение этой задачи напрямую связано с изучением и обобщением лучшего педагогического опыта учителей города, района, края; организацией встреч с учителями; привлечением творчески работающих педагогов для проведения показательных лабораторных уроков и педпрактики и т.д. А для этого нам нужно знать об одаренных учителях, талантливых исследователях, интересных собеседниках.

Учителя школ готовят для нас будущих студентов, мы «поставляем» подготовленных учителей в школы. Вместе мы делаем одно дело – формируем облик современного учителя. В этой простой мысли нас укрепил первый опыт работы с учителями в формате курсов повышения квалификации.

Хочется надеяться, что у курсов будет долгая жизнь. Мы готовы, учитывая запросы учителей-словесников, разрабатывать новые программы, совершенствовать формы работы. Первый опыт проведения показал, что целесообразнее проводить курсы по различной тематике в разное время.

В 2009-2010 учебном году мы планируем предложить учителям повысить свою квалификацию по следующим направлениям:

1) Методика школьного анализа и интерпретации литературного произведения (руководитель программы – А.М. Антипова, д.п.н., профессор) (в период осенних каникул),

2) Современные технологии в системе филологического образования (руководитель программы – А.М. Антипова, д.п.н., профессор) (в период зимних каникул),

3) Актуальные проблемы изучения русского языка в современной школе (руководитель – С.А. Калмыкова, к.п.н., доцент) (в период весенних каникул).

В заключение считаю своей приятной обязанностью выразить благодарность всем, кто помог реализовать долгожданный проект, разделил ответственность и тяготы труда.

Сердечно благодарю преподавателей, которые приняли участие в реализации программы «Современные педагогические технологии в системе литературного образования»: Евгению Дмитриевну Ефремову, Татьяну Николаевну Горностаеву, Дмитрия Валерьевича Здора, Светлану Антоновну Анкудинову, Елену Николаевну Сухорукову.

Выражаю искреннюю признательность начальнику учебно-методического управления Вадиму Ивановичу Билецкому за помощь и поддержку в решении организационных вопросов.

И последнее. Давно уже исчез из профессионального общения образ методиста «с указующим перстом». Речь идет о совместных раздумьях, поисках, взаимном обогащении, за которое отдельно хочется поблагодарить коллег-слушателей.

 

А.М. Антипова, д.п.н., профессор,
зав. кафедрой литературы, теории и методики преподавания литературы




 

Участник проекта модернизации педагогического образования





Дальняя Россiя. Приморский краеведческий альманах


LoGo


Website Security Test