Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
«Из истории моей родословной…»
 
  19 декабря 2016

8 декабря 2016 года в Музее народного творчества кафедры русского языка, литературы и методики преподавания состоялась встреча студентов группы 2307 ОП «Русский язык и литература» с потомственным уссурийским казаком, атаманом общественной организации «Уссурийский казачий округ» Владимиром Ивановичем Клявзер.

На встрече были также куратор студентов 2 курса Наталья Владимировна Куприна и китайские студенты 4 курса. Мероприятие было посвящено не только нашему знакомству с историей уссурийского казачества, но и с богатой родословной самого гостя.

«Без знания своей истории, своего прошлого, нет и настоящего», – сказал Владимир Иванович и начал повествование об истории казачьего народа Руси, которые в те далёкие времена вели кочевой образ жизни и были преданы Христовой вере. Известно, что до XVIII века в казачестве не было т.н. профессиональных священников. Вместо этого в каждом отряде выбирался наиболее просвещённый церковный казак, на шее которого висел большой крест. Этот казак также участвовал в боях и сражениях, тут же благословлял и отпевал других казаков.

По словам Владимира Ивановича, именно сплочение казаков привело к территориальному развитию и укреплению Руси. И атаман приводит слова Л.Н. Толстого: «Граница родила казака, а казаки создали Россию».

Российское казачество имеет богатую и славную историю. Много трагических событий содержит она, но ещё более в ней страниц героических, связанных с созданием самого государства Российского, приумножением его земель, их обустройством и охраной границ. Мы заглянули в Интернет и нашли там много интересных сведений о Российском казачестве. Так, по словам известных дальневосточных историков В.Д. Иванова и О.И. Сергеева («История Уссурийского казачьего войска до 1917 года»), «статус самостоятельного Войска уссурийское казачество приобрело более двух с половиной столетий назад. Связано оно с важнейшим событием в судьбе нашего государства – присоединением к России сибирских и дальневосточных земель. Начался этот процесс ещё в XVI веке первыми походами Ермака, а уже в следующем столетии русские люди вышли к берегам Тихого океана. В передовых рядах землепроходцев были служилые люди, казаки. А затем в результате похода Е. Хабарова в 1649-1652 гг. к России было присоединено Приамурье, а в 1655 г. сподвижник Хабарова О. Степанов во главе казачьего отряда совершил первое плавание на Уссури. Однако в силу различных причин XVII век явился лишь первоначальным этапом присоединения Приамурья и Приморья к России. Окончательно эти земли вошли в состав нашего государства в середине XIX века. И в этом историческом для России событии важнейшую роль сыграли казаки, включая и тех, кто положил в дальнейшем начало Уссурийскому Войску. В 1851 г., по предложению выдающегося государственного деятеля России генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, было сформировано Забайкальское казачье Войско. Одной из основных целей при этом ставилось использование казаков для заселения, освоения и обороны Приамурского края. И уже в 1854 г. в первом сплаве на Амур участвовала сотня забайкальских казаков, а в 1858 года казачьи станицы появились в Приморье, на реке Уссури. В июле 1858 года сюда прибыли 54 семьи забайкальских казаков, которые основали три посёлка».

Об этом же говорил и Владимир Иванович, но уже на примере жизни его дедов и прадедов, подтвердив страницы этой истории, указав на заметную роль в истории России уссурийского казачества, несмотря на то, что оно самое молодое в России, ему в 2014 году исполнилось 125 лет. Постепенно казаки г. Уссурийска восстанавливают традиции своих предков. Мы с огромным интересом слушали рассказ Владимира Ивановича о том, что «переселение казаков на Уссури было сопряжено с невероятными трудностями, так как им приходилось передвигаться на плотах и лодках со всем домашним скарбом, а скот гнать берегом, покрытым то непроходимой тайгой, то дикими недоступными скалами, то вязкими болотами. Лишения, выпавшие на долю переселенцев, были настолько тяжелы, что рассказы стариков-очевидцев, в том числе и его прапрадеда Сафрона Максимовича Скажутина, легче принять за легендарные вымыслы, чем за свершившиеся факты». Многие казаки не достигали к зиме намеченных мест поселений, и им приходилось зимовать в пути без жилищ, почти без продовольствия. Большинство казаков, достигнув цели путешествия, нашли в ней не избавление от принятых лишений, а продолжение их. Многие селения бедствовали до тех пор, пока не было дано разрешения: переселяться на новые места по выбору самих казаков.

И вот что мы узнали из рассказа атамана о его семье: «Ветвь Забайкальских и Оренбургских казаков переселилась в Приморский край где-то в начале 1870-х годов. Один из них, Сафрон Максимович Скажутин (мой прапрадед, родом из Забайкалья) и его будущая жена Дарья (из забайкальских казачек) прибыли в село Покровку, где им выделили жильё в общих балаганах. А затем стали расселять по границе, и им достался посёлок Фадеевский (ныне Октябрьский район), где было разрешено осваивать земли столько, сколько хватит физических сил.

У Скажутиных родилось четверо детей: трое сыновей (Андрей, Кузьма и Прокопий) и дочь Матрёна. Судьбы Прокопия и Кузьмы трагичны, оба погибли в период Гражданской войны на Дальнем Востоке ещё в молодом возрасте, поэтому продолжение их рода прекратилось. Однако судьба братьев тесно связана с г. Никольск-Уссурийским. Кузьма и Прокопий поступили в реальное училище (ныне школа № 11) и окончили его, получив технические специальности.

В 1911 году была открыта Фадеевская начальная школа, основателем которой был казак-прапорщик Кузьма Сафронович Скажутин (брат моего прадеда Андрея). Он же стал первым её директором (1911-1915). Затем его призвали в армию, службу он проходил во время мировой войны в знаменитом Приморском Драгунском Казачьем полку, где прошёл ступени роста от прапорщика до сотника. В 1916 году, во время Гражданской войны на Дальнем Востоке, Кузьма в одном из жестоких боёв героически погиб.

В 1999 году Фадеевской основной общеобразовательной школе Октябрьского района было присвоено имя Кузьмы Сафроновича Скажутина.

Прокопий Сафронович Скажутин (младший брат моего прадеда Андрея) после окончания реального училища как один из лучших его выпускников был направлен в Японию для дальнейшего обучения в Токийском университете, по окончании которого его направили на службу в Русское консульство г. Хабаровска. Но вскоре, в 1920 году, он умер из-за болезни. Более подробные сведения о нём содержатся в книге Кирилла Рожкова «Уссурийцы».

Педагогическую деятельность старшего брата Кузьмы продолжила Матрёна (младшая сестра моего прадеда Андрея). В начале ХХ века она уехала в Уссурийск, поступила в женскую учительскую гимназию и окончила её с отличием. По распределению вернулась в свой родной посёлок Фадеевский учительницей начальных классов. В годы становления Советской власти на Дальнем Востоке продолжала работать в Фадеевской начальной школе, а после замужества переехала в г. Никольск-Уссурийский (с 1935 года – г. Ворошилов) и устроилась на работу учительницей в одну из городских школ. Вскоре у них родилась дочь, но умерла от болезни в молодом ещё возрасте.

Единственный, кто продолжил род Скажутиных – старший сын Андрей Сафронович (мой прадед), дважды в своё время избиравшийся станичниками полковым атаманом. Жену взял из оренбургских казачек (Агафья Игнатьевна Попова), которые тоже были одними из первых переселенцев на дальневосточной земле. Семья была большая, родилось у них 14 детей, выжило только четверо: Мария, Александра, Валентина и Николай.

Моей бабушкой является Валентина Андреевна Скажутина, судьба которой была и трудной, и трагичной. После того, как в конце 1920-х годов начался процесс «расказачивания», семья Скажутиных была выслана на «спецпоселение» на север Амурской области. И только в 1949 году им было разрешено выехать с семьёй со «спецпоселения» на историческую родину – в Приморье, выбрав местом постоянного жительства город Ворошилов (ныне г. Уссурийск).

Моей матерью по линии прадеда Андрея стала Людмила Павловна Косина, в замужестве Клявзер. Уссурийск стал родным городом и для меня, и для моей семьи, сына, дочери и внука.

В заключение Владимир Иванович с гордостью сказал, что является потомком одного из первых поселенцев приграничной приморской станицы Фадеевки Сафрона Максимовича Скажутина, и гордится тем, что стоял у истоков возрождения казачества в Приморском крае.

Помимо истории о своей семье атаман рассказал нам и о наиболее интересных обычаях казаков. Например, мы узнали, что вместо «ура» они кричат «любо», вместо «здравствуйте» – «здорово ночевали» (до обеда) и «здорово дневали» (после обеда). Провожая казака, казачка ставила на его шашку рюмку. Он выпивал ее и только после этого отправлялся в путь. Кроме того, у нас была уникальная возможность прикоснуться к таинственному миру казаков, с атрибутами казачества. Булава (нагайка) – символ власти атамана. Папаха – меховая шапка казака. Уссурийское казачество отличается от остальных серыми, черными или чаще всего коричневыми папахами с синим верхом и желтым кантом. Казачий кулеш – особым образом приготовленная каша из пшена с поджаренным салом.

В настоящее время традиции казачества, к сожалению, забываются и утрачивают свое первоначальное значение, однако казаки стараются поддерживать эти обычаи. Они возродили праздник «День казачьей матери» 4-го декабря, в который поздравляют матерей, жён, всех казачек. Увы, закон о казачестве, по словам Владимира Ивановича, до сих пор в России не вышел. А ведь казачество – великая сила и всегда будет, если понадобится в лихую годину, стоять на охране государственных границ России». Так закончил свое выступление потомственный казак и атаман Владимир Иванович Клявзер. А мы, слушавшие захватывающий рассказ о его родословной, получили огромное удовлетворение и эмоциональный настрой. Обязательно начнём писать историю наших предков….

 

Альбина Новикова,
Евгения Ипполитова





 


Website Security Test