Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Уссурийские краеведы открыли новый сезон
 
  28 января 2016

Уссурийские краеведы открыли новый сезон Удачно начали нынешний год уссурийские краеведы. В самый разгар зимних каникул состоялась поездка в село Староварваровка Анучинского района Приморского края, где находится Музей женьшеня, памятный знак чудо-корню и с 01 апреля 1961 по 2002 годы существовал известный в нашей стране и за её пределами совхоз «Женьшень» (перевод с кит. яз.: «человек-корень») по выращиванию этого целебного растения. Совхоз располагался на территории трёх бывших колхозов (Виноградовка, Смольное и Староварваровка).

Особый интерес поездка вызвала у студентов и преподавателей Школы педагогики ДВФУ. Собранный материал планируется использовать в процессе обучения, при подготовке учебных пособий и в системе краеведения.

При организации совхоза директором назначили Никитенко Валентина Сергеевича. Женьшеневую плантацию заложили в 1963 году. Первая посадка была проведёна семенами, полученными из Супутинского (теперь – Уссурийского) заповедника. В 1965 г. общая площадь плантации достигла одного гектара.

За произрастанием целебного корня наблюдали дальневосточные учёные, в частности, И.И. Брехман, П.П. Воробьёва, И.В. Грушвицкий и З.И. Гутникова, которые разработали «Руководство по выращиванию женьшеня» в промышленных масштабах. Первый урожай корней общим весом 150 кг в совхозе собрали в 1977 г., а семена весом 186 кг – в 1978 г. В 1980 году из этих семян получили 860 тыс. корешков рассады, что дало возможность резко увеличить площадь посадок.

В настоящее время установлены семь видов женьшеня: женьшень настоящий (panax ginseng С.А. Меу); нанайский женьшень хато-охто (гастродия высокая, народное название – пузатка, очень редкое растение, произрастает в северном Приморье, юге Хабаровского края и на Сахалине, нанайцы держат в строгом секрете целебные свойства этого корня); женьшень ползучий – панакс японский; панакс пятилистный (женьшень американский); панакс трёхлистный – карликовый женьшень; панакс двоякопе-ристонадрезный; панакс ложный женьшень (кит. название «саньчи»); новый вид рода – панакс вьетнамский, выявлен в 1973 г.

В 80-е годы, наряду с выращиванием женьшеня на плантации, искателям дикого, этого самого целебного растения, удалось найти несколько крупных корней. Так, рабочие Яковлевского госпромхоза И.Волобуев и А.Черников нашли женьшень весом 319 граммов. Однако в 1980 г. больше всего повезло лесничему Чугуевского района Александру Курике. Он нашёл женьшень весом 419 гр. (на фото). Возраст корня составляет не менее 200 лет. Известно, что самым крупным находкам даются собственные имена. Стоимость отдельных экземпляров намного выше слитка золота. Корень, найденный лесничим, получил название «Орхидея Александра».

Следует отметить, что в 1905 г. всемирно известному путешественнику В.К. Арсеньеву также удалось найти в районе перевала Хехцир (25 км юж. Хабаровска) женьшень весом около 600 граммов. Эту находку Владимир Клавдиевич отправил в Санкт-Петербург для научных исследований и лечения больных. Об этом факте упоминается в благодарственном письме, полученном Арсеньевым из столицы Империи.

В наши дни на международном рынке женьшень подразделяется на 120 классов, а внутри каждого – выделены три сорта. При этом корни распределяются лишь по внешним признакам. Разброс цен между первым и последним классом – сто единиц. Существует много красивых легенд, связанных с женьшенем, которого, как считают коренные жители Приморья удэгейцы, нанайцы, орочи и другие народности, охраняет священное животное – тигр. Одна из легенд гласит: если встретишь в тайге корень жизни, то будешь счастливым долгожителем. Известный проводник экспедиций путешественника Владимира Клавдиевича Арсеньева Дерсу Узала во время грозы старался заметить место, куда ударила молния. Он считал, что там надо искать панцуй (банчуй, кит. назв.). Кроме того, гольд утверждал, что в том месте, куда упала уикта (по-удэг. – звезда, реально же – метеорит), там также следует заняться поиском чудо-корня.

Женьшень может найти только человек с чистой душой, а также тот, кто никогда не стрелял в тигра. Представители коренных народов юга Дальнего Востока рассказывают, что нехороший человек, если и увидит растение, то может его потерять из виду или с искателем случится какое-либо непредвиденное обстоятельство, например, его напугает упавшее сухое дерево, а то и внезапно появившаяся шаровая молния, стая чёрных воронов и даже тигр. Говорят, что нередко женьшень может превратиться в человека или огненно-рыжую лису. Конечно, всё это похоже на байки, но в тайге, хранящей многие тайны, бывает всякое. Характерно, что тот, кто часто проводит время в походах, экспедициях может сказать, что длительное пребывание в таёжных дебрях крайне негативно сказывается на психическом и психологическом состоянии человека, например, появляются миражи или другие видения.

В 1979 г. по инициативе директора совхоза В.И. Семичастнова в селе Староварваровка (центральная усадьба совхоза) был открыт Музей женьшеня. Активным сборщиком экспонатов был В.Г. Ивляков. Несмотря на серьезные трудности, благодаря настойчивости и трудолюбию сельских энтузиастов, в частности, заведующей этим учреждением Н.Д. Жгилёвой (на фото, музей и сейчас продолжает работать. Наталья Дмитриевна является большим знатоком в сфере женьшеневодства. Её экскурсии по музею весьма интересны и познавательны. В учреждении бережно хранят память о людях, посвятивших свою жизнь чудо-корню. Фонд музея насчитывает около трёх тысяч экспонатов различной направленности, есть пионерская атрибутика переходящие красные знамёна, альбомы, предметы быта переселенцев, различные технические приспособления, используемые в женьшеневодстве.

Конечно, самой большой похвалы заслуживают рабочие совхоза, которые трудились и днём и ночью, поскольку видели конкретные результаты своего труда. Они получали достойную по тем временам заработную плату. Активно трудились агрономы и бухгалтеры, которые старались передать специфический опыт более молодым труженикам, которые затем стали руководящими работниками совхоза. Так, например, Бабенко Павел Алексеевич, проработавший главным бухгалтером в Староварваровке с 1954 по 1977 гг., в том числе более 15 лет в системе женьшеневодства, передал огромный опыт Е.И. Дзюбе, ставшему в 1988 г. директором совхоза. Он распространил агротехнику выращивания панцуя по всему Приморью, а также в Московском регионе и Брянской области. Дзюбе удалось отработать новую методику безрассадного выращивания чудо-корня по китайской технологии.

Найденные в Яковлевском и Чугуевском районах корни также стали главными экспонатами этого учреждения культуры. Примечательно, что в канун Нового 2016 г. Н.Д.Жгилёва) выпустила интересную книжечку под названием «Чудо-корень» (Вл-к, изд. ДВФУ, 2015 г.), рассказывающую о создании совхоза, методике выращивания чудодейственного корня и его свойствах, а также о людях, которые внесли огромный вклад в женьшеневодство.

Музей постоянно пополняется новыми интересными предметами. Раньше его деятельность финансировал совхоз, который прекратил своё существование 14 лет назад, теперь средства не выделяются. Меценатские сборы весьма скудные. В течение более восьми лет в здании отсутствует отопление.

В 1985 году в центре Староварваровки (название селению дали переселенцы, которые привезли собой икону святой великомученицы Варвары, ставшей их покровительницей) по инициативе бывшего директора совхоза «Женьшень» Виктора Константиновича Шаповалова был установлен памятный знак знаменитому чудодейственному растению. Авторы сооружения: В.Л. Башутский, А.В. Серебряков и Ю.И.Шошин. Объект внесён в «Свод памятников истории и культуры Приморского края» (Вл-к, 1991 г. ред. академик А.И. Крушанов).

В текущем году уссурийские краеведы, в том числе Школы педагогики ДВФУ, намерены продолжить экспедиции не только в Анучинский, но и в Михайловский, Чугуевский, Красноармейский районы, где сохраняются немногие очажки малохоженой тайги, памятники природы и культуры.

Лауреат премии им. В.К.Арсеньева
Василий Шевченко




 


Website Security Test