Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Пасьянс из шести чудиков
 
  22 апреля 2015

31 марта 2015 года театральная студия «Перемена» филиала ДВФУ в г. Уссурийске представила на суд зрителя постановку по пьесе Татьяны Ихловой и Дмитрия Бочарова «Елена и её чудики»

Как легко можно догадаться из названия, пьеса посвящена чудикам. Да кто же такие чудики? «Чудик», как любезно подсказывает нам, не забыв предпослать дефиниции пометку «разг.», «Толковый словарь» Т.Ф. Ефремовой (2000 г.), это «человек, чьё поведение отличается чудачествами, чьи поступки вызывают недоумение, удивление; чудак». Если о ком пойдет речь, можно понять из заголовка, даже не читая пьесы, то о чем она, можно судить, только прочитав текст или, еще лучше, посмотрев спектакль.

- Пьеса забавна, смешна и наивна, но по-своему оригинальна, - поделился первыми впечатлениями студент ОП «Русский язык и литература» Роман Бояркин. – Но, в то же время, в ней поднимаются актуальные нравственные и жизненные проблемы. По моему мнению, режиссеру Галине Викторовне Хомулло и нашим актерам удалось раскрыть авторский замысел. Ребята сыграли так, что мы, зрители, смогли почувствовать внутренние противоречия героев, их философские искания… Ну, и «хэппи-энд» порадовал: вся семья в сборе и все счастливы.

Нет смысла пересказывать здесь сюжет пьесы. Особо нетерпеливые смогут, потратив немного времени и сил, прочитать ее текст в Интернете, а те, кто предпочитает живое сценическое воплощение, могут подождать повторного показа спектакля. Скажем коротко, пьеса – о судьбе. Если угодно, о пасьянсе судьбы. Не случайно главная героиня раскладывает именно пасьянс и в первой, и в последней сцене. Подобно руке, мешающей карты на столе, судьба перетасовала персонажей пьесы, развела их в стороны и свела заново через двадцать лет. Все необходимые романтические атрибуты присутствуют: и юношеская влюбленность, и творческое горение, и самопожертвование, и родительская строгость, и тайна рождения (которая, разумеется, перестанет быть тайной еще до финала), и нежданная встреча, и заслуженное счастье. Нельзя не отметить, что труднее пришлось тем из актеров, которым достались роли сорокалетних и шестидесятилетних, но они справились и с этой проблемой. Роль Елены в прошлом сыграла Татьяна Олиферчук, Елены в настоящем – Мария Носач, роль друга юной Елены исполнил Вячеслав Осипов, а роль того же Василия, но ставшего мужем Елены и постаревшего на двадцать лет, выпала Евгению Симакову. В образ властной матери Елены вжились Раиса Мальцева (Александра Федоровна в 40 лет) и Анастасия Соболевская (она же в 60 лет). Веселую и беззаботную Женю, дочь Елены, воплотила на сцене Валентина Ловейко.

Но еще одного героя пьесы и в настоящем, и в прошлом играет один актер. Это художник Геннадий («я - гений по имени Гена», полушутя представляется он). Причем сами драматурги задумали, чтобы у роли этого «восторженно-самовлюблённого творца» был один исполнитель. Они поясняют, что он «практически почти не изменяется внешне… да и внутренне, пожалуй, тоже (что в тридцать, что в пятьдесят)». К тому же, Гена – та самая пружина, которая приводит в действие весь сюжетный механизм. Его набросок служит поводом к началу конфликта между Еленой и Александрой Федоровной. Написанный им портрет молодой Елены служит и зримым символом связи прошлого и настоящего, и ключом к семейным тайнам. В конце концов, Геннадий решает оставить Елену, правда, не зная, что она ждет от него ребенка. И ее судьба складывается именно так, а не иначе. Свое мнение о персонаже мы попросили высказать исполнителя этой роли – Эдуарда Ильченко.

– Эдуард, ваш Гена – подлец и сволочь или…?

– Что я могу сказать о своём персонаже? Я ему симпатизирую. Мне нравится его «легкость»: его манера общения, его чувства, действия. И его стабильность: несмотря на то, что по пьесе прошло около 20 лет, он не изменил себе, остался прежним. Да, он неоднозначная личность. После спектакля не раз приходилось слышать от представительниц прекрасного пола, что Геннадий «ветреный». Но он же не бегал за девушками, как новоиспеченный Дон Жуан или Казанова художественного разлива. Он искал свою модель, свою Еву для создания шедевра «Сотворение мира». И его слова о том, что он хочет «последовать примеру Хлестакова - поволочиться за мамашей и дочкой одновременно» не следует воспринимать всерьёз. Он просто так живет – шутя. Но, прошу заметить, искренне был рад увидеть Лену столько лет спустя. И не забывал её все эти годы, что уже говорит, что он был искренен в своих чувствах по отношению к ней.

Но не шутя живет антипод и соперник Геннадия – Василий, верный рыцарь Елены, ее друг, а впоследствии муж. Талантливый математик («пытаюсь решить теорему Ферма») и самобытный поэт («Математика – и есть поэзия. Да и… поэзия – сплошная математика!») становится таксистом, идет на любые жертвы, но в результате так же остается верен своим идеалам («Только я не волшебник, а обычный несклёпистый чудик… Я пока не волшебник, но упрямо учусь чудотворству!»).

«Всё повторяется», - ворчит на внучку Александра Федоровна, даже не догадываясь, насколько она права. И вот уже Женя представляет и маме, и «бусе», и «папе Гене» и «папе Васе» своего молодого человека (эту роль сыграл Александр Шепырев): «Мама, папы, бабушка – это Вася. Он мой друг, математик и музыкант. И… представляете – мечтает доказать теорему Ферма!» Любовь побеждает всё! Эта мысль объединяет всех персонажей, застывающих в немой сцене перед выходом на поклон под песню Юрия Визбора:

Моя надежда на того,

Кто, не присвоив ничего,

Свое святое естество

Сберег в дворцах или в бараках,

Кто посреди обычных дел За словом следовать посмел,

Что начиналось с буквы "Л",

И.В. Варицкий.
Фото автора.




 


Website Security Test