Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Школьное географическое образование в преддверии перехода на ФГОС нового поколения
 
  19 ноября 2014

На кафедре географии, экологии и охраны здоровья детей завершили работу курсы повышения квалификации учителей географии.

Третий год на кафедре успешно реализуется программа курсов повышения квалификации «Традиции и инновации школьного географического образования в свете требований ФГОС нового поколения». В течение трех осенних недель пройти обучение по этой программе имели возможность 10 учителей географии Уссурийского, Михайловского, Октябрьского, Ханкайского и Спасского районов Приморского края.

Структура программы, рассчитанной на 108 часов, состояла из трех больших разделов. Первый из них – «Актуальные вопросы современного регионо-, страно- и краеведения» (36 часов) – включал лекции и практические занятия на темы «Современная политическая карта мира: главные объекты, количественные и качественные изменения», «Основы географического американоведения», «Актуальные вопросы географического китаеведения» (М.А. Воронина). В рамках страноведческого блока обсуждались также возможности изучения и популяризации средствами школьной географии Всемирного наследия ЮНЕСКО – «Камбоджа. Ангкор-Ват» (А.А. Пишун), «Культурное наследие восточного Средиземноморья» (М.А. Воронина). Впервые в содержании программы нашли отражение и сложные геополитические вопросы, с которыми чаще других учителей-предметников имеют дело географы. В этой связи очень актуальной и содержательной показалась нашим слушателям четырехчасовая лекция Я.Н. Попова «Геополитические проблемы постсоветского пространства». Кроме того, Ярослав Николаевич познакомил учителей с новым изданием Школы педагогики - приморским краеведческим альманахом «Дальняя Россия», первый выпуск которого увидел свет месяц назад.

Должное внимание в работе курсов было уделено вопросам краеведения. Наши коллеги прослушали лекции профессора Э.П. Синельникова, посетили с экскурсией агрометеостанцию пос. Тимирязевский (А.А. Пишун). Большой интерес вызвала медиа-лекция и практические занятия с использованием ИКТ на тему «Современные подходы к районированию России. Административно-территориальное деление. Экономическое районирование» с участием магистранта 2 курса (МП Географическое образование), учителя географии гимназии № 133 г. Уссурийска Е.М. Демешко.

Второй и самый насыщенный по содержанию блок программы назывался «Школьная география в условиях перехода к ФГОС нового поколения» (54 часа). Здесь речь шла об особенностях работы учителя с переходом школы на новый государственный образовательный стандарт. Лекции и практические занятия соответствующей тематики, включая «круглые столы», рекомендации по подготовке документов к аттестации учителей, составлению портфолио, организации проектной деятельности в классе и за его пределами, провел К.С. Квиташ. Кроме того, Константин Сергеевич дал открытый урок «Промышленность Приморского края», в котором в качестве «учащихся» приняли участие учителя, студенты и магистранты-географы. Классное руководство, учебно-воспитательная работа педагога в условиях, определяемых новыми государственными стандартами, стала той частью программы, которую успешно «претворил в жизнь» И.Н. Шабля. Как организовать на уроке учебно-исследовательскую деятельность школьников при изучении «Экономической и социальной географии зарубежного мира» - показала М.А. Воронина. Современные информационные технологии в помощь учителю географии – этот блок нашей программы, посвященный «инновациям» школьного географического образования, - на высоком профессиональном уровне был реализован О.Н. Фалалеевой.

Однако не были преданы забвению и традиционные подходы в школьной географии. По-прежнему, большой интерес наших слушателей вызывает геоэкологический подход. Он нашел отражение в практических занятиях по составлению геоэкологических карт (С.А. Платонова), проведению ролевых и познавательных игр экологического содержания (И.Г. Недоросткова и студенты-экологи старших курсов), знакомстве с деятельностью и методическими наработками в сфере экопросвещения и эковоспитания экологического фонда «Феникс» (А.Э. Врищ).

Третий раздел программы носил название «Психолого-педагогическая культура современного учителя» (18 час.). Во все времена важные и сегодня не утратившие актуальности вопросы педагогической культуры современного учителя, его психологической грамотности, умения грамотно решать конфликтные ситуации, - были основной темой выступлений Е.А. Суриновой и С.А. Поповой. Кроме того, не были забыты две «громкие даты», к которым наш вуз имеет прямое отношение – 105-летие педагогического образования на юге Дальнего Востока и 60-летие УГПИ-Школы педагогики ДВФУ. Выступление на эту тему доцента кафедры исторического образования О.Б. Лынша вызвало живейший интерес и теплые ностальгические воспоминания аудитории, на 80% представленной выпускниками географического факультета УГПИ.

На сей раз, как и ранее, неоценимую помощь работе курсов оказали сотрудники библиотеки Школы педагогики – директор библиотеки Е.Д. Соловьева и зав. электронным читальным залом М.Н. Ермак. Коллеги познакомили слушателей со структурой и фондами библиотеки, особое внимание уделив новинкам географической литературы, периодике и картографическим изданиям. Отдельный разговор шел о возможностях профессионального общения педагогов на портале «Открытый учительский мир». Учителя с энтузиазмом приняли предложение разместить свои методические разработки в «Банке педагогических идей». Все они не только внесли свою лепту в пополнение «банка», но даже успели получить соответствующие сертификаты в последний день работы курсов.

Заключительная встреча была посвящена презентации зачетных заданий учителей, анкетированию и подведению итогов курсов. В этот день два слушателя были награждены дипломами победителей: конкурса знатоков политической карты мира – им стала Е.В. Сафронова, учитель географии СОШ с. Абрамовка и познавательной викторины «Жемчужина Средиземноморья» - здесь победа принадлежала А.Н. Аммосовой, руководителю методобъединения учителей географии Ханкайского района.

В своих отзывах учителя дали высокую оценку содержательной и организационной сторонам работы курсов, отметив, что очень многое из того, что они увидели и услышали за три недели, будут обязательно использовать в своей педагогической деятельности.

Руководитель программы выражает огромную БЛАГОДАРНОСТЬ всем своим коллегам, принявшим участие в работе курсов: профессору Синельникову Э.П.; доцентам Суриновой Е.А., Лынша О.Б., Попову Я.Н., Недоростковой И.Г.; преподавателям кафедр и подразделений ШП Шабля И.Н., Фалалеевой О.Н., Платоновой С.А., Поповой С.А., Пишун А.А., Соловьевой Е.Д., Ермак М.Н., учителям географии Квиташу К.С. и Демешко Е.М. Отдельное спасибо координатору образовательных программ Экологического фонда «Феникс» А.Э. Врищу, который нашел время и возможность приехать на встречу с учителями из Владивостока, а также лаборанту кафедры ГЭиОЗД Ковтун Ю.Д. за помощь в решении организационных вопросов.

М.А. Воронина,
руководитель программы курсов,
доцент кафедры географии, экологии и охраны здоровья детей.

Фото автора.





 


Website Security Test