Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Чудеса корнепластики в Сидатуне
 
  12 ноября 2014

Чудеса корнепластики в Сидатуне
Таинственная природа Сихотэ-Алиня
не только притягивает к себе,
но и лечит измученную душу.

Мы, участники экспедиции в предгорья Сихотэ-Алиня (В.М.Шевченко и преподаватели Школы педагогики ДВФУ Е.В.Ковешников, Б.В.Радыгин), уже не раз рассказывали об увиденном и услышанном в далёком таёжном посёлке Мельничное (до 29.12.1972 г. – Сидатун) и его окрестностях.

Вместе с тем многие читатели, ознакомившись со статьями на сайте Школы педагогики, касающимися результатов экспедиции, и увидев снимки, на которых запечатлены экспонаты Сидатунского музея природы, созданного в Мельничном, при Обществе охотников и рыболовов (председатель – Олег Александрович Юшкин), очень заинтересовались предметами корнепластики и попросили более подробно рассказать об этих удивительных творениях человеческих рук. Мы согласились вкратце ответить на поставленные вопросы.

Название «корнепластика» говорит само за себя. Это – направление (самобытное творчество) в области декоративно-прикладного искусства. Оно связано с изготовлением фигурок, например, из переплетения корней, веток, сучьев, которые имеют замысловатые формы, а также из наростов (капов) на деревьях. Для этого вида искусства характерна неповторимость образов, созданных природой. Любители корнепластики, мастера-художники, находясь в тайге или на берегу реки стараются внимательным взглядом подметить тот или иной образ, затем мысленно его «доработать» и непременно «увидеть» конечный продукт своего творчества, который и представляют на суд зрителей.

У любого изделия, выполненного в стиле корнепластики, есть два автора: природа и человек. Первый создаёт исходный материал, а мастер формирует конкретное изделие или сюжет, а то и целую композицию. Здесь главное заключается в том, чтобы отобрать заготовку, которая бы наиболее соответствовала конкретному замыслу.

Фантазия, образное мышление, объемное видение – вот те качества, которыми должен обладать мастер-резчик. Их отбор может также диктоваться конкретным заказом. Но очень часто идея возникает в процессе оценки найденного исходного материала, который и даёт простор самой смелой творческой мысли.

Лесную находку внимательно осматривают, чтобы решить, где и как она будет располагаться, какая ей необходима декоративно-защитная отделка, нужна ли для неё подставка. В зависимости от этого, найденный «предмет» отделяют от дерева, если он с ним связан, очищают от гнили, грязи, ненужной коры и сучьев. Всё, в чём нет уверенности в необходимости удаления, лучше оставить. Кора также способна «работать» на форму изделия и его образ.

Капы (наросты). Они возникают на месте интенсивно появляющихся на дереве спящих почек и являются в корнепластике весьма ценным материалом. Эта древесина всегда имеет замысловатый рисунок текстуры, поэтому её в основном используют для изготовления различных декоративных композиций, а также ваз, пепельниц и других предметов. Из крупных капов делают мебель. Следует иметь в виду, что такого рода древесина очень твердая и плохо поддаётся обработке. После специальной подготовки материал-заготовку обязательно высушивают.

Мебель, скульптуру и сувениры, которые будут находиться внутри помещения, целесообразно отделывать различными лаками. Наиболее подходящим является скипидарно-восковая мастика. Этот состав придаёт изделию шелковистый блеск и выявляет текстуру дерева.

Для вощения используют как натуральный пчелиный воск, так и воск растительного происхождения, но чаще всего – воскосодержащие мастики, в которые, помимо воска, могут входить, например, олифа, парафин, канифоль, масляный лак. Изделие натирают до блеска суконкой.

Лесная скульптура должна быть доходчивой и понятной, а образ – правдивым и ярким. Не следует переделывать заготовку, стараясь воспроизвести точные пропорции и формы. В корнепластике вовсе не обязательно добиваться полного сходства, достаточно показать наиболее характерные черты. Следует очень осторожно прикасаться резцом, освобождая то, что заключено самой природой. В едином замысле должны быть объединены назначение, форма, материал и цвет. Главное, чтобы изделие хорошо смотрелось, а его необычные формы были понятными и обязательно нравились людям.

Наиболее распространенными изделиями, выполненными в стиле корнепластики, являются: оригинальная мебель, столы, стулья, вешалки, подставки под цветы, подсвечники, кресла. Однако особенной привлекательностью и оригинальностью обладают различные сказочные и былинные персонажи, а также химеры, чудовища. Ценность таких работ заключается в том, что они не могут быть повторены и, тем более, растиражированы, чего больше всего боятся коллекционеры этих художественных изделий.

Всё вышесказанное учтено О.А.Юшкиным, создателем Музея при ООО и Р «Сидатун». Когда попадаешь в зал, сразу чувствуешь восторг, а ознакомившись с предметами – заметишь удивительное их сходство с живыми существами.

Вот, например, в углу зала видна ондатра, взбирающаяся на «порог» своей хатки, а там – дальневосточный лесной кот, карабкается к стволу дерева, чтобы спрятаться и высмотреть добычу, далее наблюдаем речное чудовище, выбравшееся на берег для охоты. А прямо у ваших ног можем заметить длинного удава, которого измеряла смешная обезьянка, намерившая в итоге – аж 38 попугаев. Нам же особенно понравился рогатый чёрт, перевоплотившийся в одночасье в диковинно-невинного большого червя.

Спросите – кто же делает такие прекрасные экспонаты? Отвечая на этот вопрос, Олег Александрович отметил, что в селе Рощино проживают два хороших мастера. Это они постарались, за многие годы снабдили своими изделиями не только нас, но и другие музеи края, в том числе пришкольные.

Рассказывают, что туристы, особенно с детьми, зная о Сидатунском музее, обязательно останавливаются в посёлке и посещают этот чудо-уголок природы, заполненный многими сказочно-былинными, а порой и мифическими героями. Школьники, находясь в зале природы, часто зарисовывают корнепластичных животных и маски, развешенные на стенах. Многие из них в своих сочинениях на тему каникул, касаясь музея, обязательно вспоминают добрыми словами тех, кто работал над его созданием. К этому мнению присоединяемся и мы, участники экспедиции, состоявшейся в конце августа нынешнего года в предгорья Сихотэ-Алиня – царство тигра, этого священного для коренных народов Уссурийского края владыки гор и лесов.

И ещё. В 2013 году мы, находясь в экспедиции на Бикине, посещая Этногра-фический центр в селе Красный Яр, ознакомились с работами удэгейских мастеров. Среди многих экспонатов были мифические «чудовища» и маски, расположенные по периметру искусно постро-енного стойбища аборигенов. Это – сэвены, охраняющие жилища от возможных посягательств со стороны злого духа по кличке окзо.

О предметах корнепластики нам часто рассказывал заслуженный художник России И.И.Дункай. По его словам, значительная часть такого рода предметов находится в Музее природы села Верхний Перевал Пожарского района. Около 15 лет назад житель посёлка Стрельниково, переезжая на жительство в другую местность, передал музею более 20 экспонатов.

Кстати, известный в нашей стране орнитолог Юрий Николаевич Глущенко (ШП ДВФУ) принимал самое активное участие в создании верхне-перевальского музея. Об этом человеке всегда хорошо отзываются сотрудники Городского музея в Уссурийске и все, кто тесно связан с природой и дорожит данным направлением в сфере культуры и образования.

А вот ещё один интересный факт. Приморский учитель, биолог, краевед Борис Константинович Шибнев, ныне покойный, на склоне лет всегда опирался на самодельную палку, в верхней части которой был вырезан в виде головы какой-то удивительный образ. Каждый, кто рассматривал трость, видел в изображении что-то личное и всегда положительно отзывался об этом замечательном экспонате, над которым поработала и природа, и человек.

Так что, бывая на природе, обязательно ищите собственную коряжку, от которой бы исходило что-то родное, доброе и душевное. Вне всякого сомнения, что этот предмет принесёт вам удачу, будет охранять покой, придавать бодрость и силу духа!


(Фото: Е.В.Ковешников, Б.В.Радыгин и В.М.Шевченко).




 


Website Security Test