Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Профессор В.М. Полонский провел в Школе педагогики ДВФУ мастер-класс по оформлению грантовой заявки в РГНФ
 
  15 мая 2014

Валентин Михайлович Полонский (родился 16.10.1938 г. в Москве), доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО – Отделение философии образования и теоретической педагогики. Окончил биолого-химический факультет Московского государственного заочного педагогического института (1964 г.). Учитель биологии и химии Московской средней общеобразовательной физико-математической школы № 2 (1964-1967 гг.). Окончил аспирантуру МГУ факультета психологии (1970 г.). Тема кандидатской диссертации «Дидактические вопросы оценки системы знаний» (1970 г.). С 1970 г. работает в Институте теории и истории педагогики РАО. Прошел путь от младшего научного сотрудника до заведующего отделом философии образования и методологии педагогики (1995-2007 гг.). Доктор педагогических наук (1990 г.). Тема докторской диссертации «Критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований» (1989 г.). Утверждён в звании профессора (2004 г.). Член-корреспондент РАО (1996 г.).

В настоящее время главный научный сотрудник ИТИП РАО, член диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук, член диссертационного совета по защите докторских диссертаций факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Председатель ГАК факультета педагогического образования (2007-2009 гг.), член бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, эксперт Российского гуманитарного научного фонда, академик Академии образовательных наук Грузии. Награждён медалями «Ветеран Труда», «В память 850-летия г. Москвы», им. К.Д. Ушинского (Министерства образования РФ), золотая медаль «За достижения в науке Российской академии образования» и др.

Область научных интересов: методология педагогической науки: классификация исследований, критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований, способы представления результатов научно-педагогических исследований, понятийно-терминологический аппарат педагогики, стандартизация в образовании и педагогике; научно-педагогическая информация: разработка рубрикаторов, тезауруса, словарей нормализованной лексики в области образования и педагогики; вопросы проверки и оценки системы знаний; критерии оценки образовательных порталов в сети Интернет; биологическое и социальное в обучении и воспитании человека.

Разработана концепция дифференцированной оценки качества научно-педагогических исследований, фасетная классификация исследований, типовые и конкретно-научные критерии оценки новизны, актуальности, теоретической и практической значимости, объектно-компонентный метод описания результатов научно-педагогических исследований, методы определения новизны: эталонный, информационный, антиципации. Результаты исследований вошли в требования к диссертациям по педагогическим наукам ВАК России и рекомендованы для преподавателей педагогических дисциплин в вузах и университетах.

Определены систематизирующие принципы упорядочения понятийно-терминологического аппарата педагогики для формирования соответствующих видов педагогики, квалифицируемых на основе одного признака, а также для квалификации последовательность процедур контроля, сравнивать разные вопросы по их диагностической ценности, объективно оценивать достижения учащихся, разрабатывать стандарты в области образования.

На основе исследований автора определены критерии оценки информационно-структурных качеств нормативного документа, отражающие содержательную и композиционную сущность текста, соблюдение которых выступает необходимым требованием к составлению и анализу нормативных документов.

Проанализированы основные методы для оценки пригодности и удобства веб-сайтов, выявлены преимущества и недостатки каждого метода, сформулированы принципы создания и реализации сети образовательных порталов, требования к контенту портала как основному инструменту дистанционного обучения, выявлен обобщенный критерий оценки качества образовательного портала, определяемый набором образовательных услуг, которые могут получить пользователи на базе данного ресурса. Этот методологический подход отразился, в частности, в отношении к понятийно-терминологическим заимствованиям (в виде, например, новых терминов), к отбору и структуризации подобной терминологии, к проблеме отбора признаков для формулировок определений заимствованных понятий, способах подачи словарных статей, формулировках определений понятий и толковании значений на основе приемов, сходных с определениями.

Разработаны стандарты и другие нормативные документы в области научно-педагогической информации (рубрикаторы, тезаурус, словари нормализованной лексики, понятийно-терминологические словари по различным областям педагогики). Эти документы входят в Государственную автоматизированную систему научно-технической информации, применяются в информационных центрах и библиотеках страны для индексирования, поиска и систематизации научно-педагогической информации, создания проблемно-ориентированных банков и баз данных в отрасли.

Предложен вероятностный и синтезированный методы оценки системы знаний, методика определения диагностического веса контрольных вопросов, что позволяет проверять и оценивать учебный курс с помощью минимума вопросов. Автор 220 научных работ, в том числе 18 книг, монографий, словарей. Ряд его работ переведены в США, Германии, КНР, Болгарии, Чехии, МНР, ВНР и др. странах. Основные научные труды: Оценка знаний школьников (1981); Оценка качества научно-педагогических исследований (1987); Народное образование. Педагогика. Рубрикатор (1998); Междисциплинарные исследования в педагогике (ред., автор, 1994); Словарь-справочник «Научно-педагогическая информация» (1995); Словарь понятий и терминов по педагогике (2000); Тезаурус информационно-поисковый по народному образованию и педагогике (2000); Методология для педагога: теория и практика (соавтор В.В.Краевский, 2001); Словарь по образованию и педагогике (2004); Образовательные ресурсы в сети Интернет (2005); Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы. Рубрикатор (2006); Русско-китайский лексикон по образованию и педагогике (ред., автор, 2007); Словарь дидактических терминов (2011) и др.

13 и 14 мая 2014 г. доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, профессор В.М. Полонский провел мастер-класс по оформлению грантовой заявки в РГНФ и прочитал лекцию на тему: «Новизна педагогического исследования как его важнейшая методологическая характеристика».

Квалифицированную консультацию по оформлению грантовых заявок и тематике диссертационных работ получили: Турунтаева И.В., Калниболанчук И.С., Чалая Е.В., Пак М.В., Воробьева В.В., Беликова О.С., Здор Д.В., Ким В.С., Цян Нань, Сунь Саопэн.

Г.А. Капранов,
к.п.н., доцент кафедры педагогики.

Скачать фотографии





 


Website Security Test