Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Традиции и инновации школьного географического образования в свете требований ФГОС нового поколения
 
  14 апреля 2014
На кафедре географии, экологии и охраны здоровья детей успешно реализована новая программа курсов повышения квалификации учителей географии.

Существенным дополнением программы стал блок, посвященный новым государственным стандартам, которые будут введены в практику общеобразовательной школы в 2015 году. Однако уже не первый год (а сегодня – как никогда сильно) учителей географии волнует все, что связано с их будущей профессиональной деятельностью в новых условиях. Обсуждение различных аспектов этой проблемы стало основной «идейной линией» программы курсов. В ней, в соответствии с названием, нашли отражение и новые педагогические технологии, необходимость применения которых «прописана» в новых ФГОС. Но и традиционные методы обучения географии, которым следовали многие поколения учителей географии, не остались без внимания. Поданные в свежей интерпретации, они вызвали большой интерес педагогов.

Программа курса была содержательной и разнообразной. Она охватывала все современные подходы и тенденции школьного географического образования. Геоэкологический подход был реализован в ходе: практических занятий по составлению геоэкологических карт (Платонова С.А.), ролевых игр экологического содержания (Недоросткова И.Г. и студенты-экологи 4 курса), знакомства с деятельностью и методическими наработками в сфере экопросвещения и эковоспитания Экологического фонда «Феникс» (Врищ А.Э.).

Культурологический и страноведческий подходы нашли отражение в цикле познавательных, насыщенных оригинальным авторским фотоматериалом, лекций «Потсдам – центр Всемирного наследия и науки» (Москалюк Т.А.), «Австралия - страна OZ», «Шанхай – пятый «азиатский тигр» (Вдовенкова Е.Л.), «Основы географического китаеведения», «Жемчужина Средиземноморья» (Воронина М.А.).

Большое внимание в работе курсов было уделено краеведческому подходу. Целый день слушатели посвятили экскурсиям в учебно-научный музей ДВФУ, побывали на о-ве Русском, посетили кампус ДВФУ. Однако и в аудиториях обсуждались соответствующие вопросы, где настоящий мастер-класс продемонстрировал профессорский «корпус» (Тарасов В.И., Синельников Э.П.).

Во все времена важные и сегодня не утратившие актуальности вопросы педагогической культуры современного учителя, его психологической грамотности, умения грамотно решать конфликтные ситуации, - были основной темой выступлений Суриновой Е.А. и Калниболанчук И.С.

Самым большим по объему оказался блок, посвященный работе учителя при переходе к новым ФГОС. Разнообразные лекции и практические занятия, включая ролевые игры, рекомендации по подготовке документов к аттестации, составлению портфолио, организации проектной деятельности в классе и за его пределами, провел Квиташ К.С. Классное руководство, воспитательная работа учителя в условиях, определяемых новыми государственными стандартами, стала той частью программы, которую успешно реализовал И.Н. Шабля. Современные образовательные технологии - раздел нашей программы, посвященный «инновациям», - на высоком профессиональном уровне был преподнесен О.Н. Фалалеевой, З.В. Шакура, А.А. Пишун. На занятиях коллег учителя учились работать с синоптическими картами и делать краткосрочный прогноз погоды в режиме он-лайн, создавать собственный сайт, работать с электронными документами, адаптироваться в электронной образовательной среде.

По традиции, неоценимую помощь работе курсов оказали сотрудники библиотеки Школы педагогики – директор библиотеки Соловьева Е.Д. и зав. электронным читальным залом Ермак М.Н., а также отдела ТОИС Михайлова Э.Л. и Голобородько В.Н. Учителя с энтузиазмом приняли предложение разместить свои методические разработки в «Банке педагогических идей». Некоторые из них не только внесли свою лепту в пополнение «банка», но даже успели получить соответствующие сертификаты.

В работе курсов повышения квалификации приняли участие 19 учителей географии города Уссурийска, Уссурийского, Октябрьского и Михайловского муниципальных районов. В числе слушателей были два руководителя методобъединений учителей географии, два завуча по воспитательной работе. Приятно отметить и такую статистику: из 19 слушателей 12 являлись выпускниками географического факультета УГПИ разных лет. В своих отзывах учителя дали высокую оценку содержательной и организационной сторонам работы курсов, отметив, что очень многое из того, что они увидели и услышали за три недели, будут обязательно использовать в своей педагогической деятельности.

Руководитель программы выражает БЛАГОДАРНОСТЬ всем своим коллегам, принявшим участие в работе курсов: профессорам Москалюк Т.А., Тарасову В.И., Синельникову Э.П.; доцентам Суриновой Е.А., Калниболанчук И.С., Недоростковой И.Г.; преподавателям кафедр и подразделений ШП Квиташу К.С., Шакура З.В., Вдовенковой Е.Л., Шабля И.Н., Фалалеевой О.Н., Платоновой С.А., Пишун А.А., Соловьевой Е.Д., Ермак М.Н. Отдельное спасибо координатору образовательных программ Экологического фонда «Феникс» А.Э. Врищу, который нашел время и возможность приехать из Владивостока, руководству Школы педагогики и водителю Медведеву В.М. за возможность воспользоваться автобусом и посетить с экскурсией музей и кампус ДВФУ, старшему лаборанту кафедры ГЭиОЗД Коротковой Г.И. за помощь в решении организационных вопросов.

Воронина М.А.,
руководитель программы курсов.

Фото автора и К.С. Квиташа.

P.S. Во время экскурсии в г. Владивосток руководителем методобъединения учителей географии Октябрьского района Викторовой Ольгой Александровной был снят и смонтировал видеофильм. Посмотреть его можно здесь.

JW Player goes here




 


Website Security Test