Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Что такое плагиат и как с ним бороться
 
  26 марта 2014
С 25 апреля 2013 г. в Дальневосточном федеральном университете действует утвержденное приказом ректора «Положение об обеспечении самостоятельности выполнения письменных работ обучающимися ДВФУ с использованием модуля SafeAssign LMS “Blackboard”».

Согласно данному Положению обязательной проверке на наличие неправомерных заимствований подлежат дипломные проекты, магистерские, кандидатские, докторские диссертации, а также научные статьи, издаваемые научными журналами ДВФУ. Под неправомерным заимствованием в данном Положении понимается «использование чужого текста и идеи, без полной ссылки на источник опубликования, или со ссылками, но когда объем и характер заимствований ставит под сомнение самостоятельность выполненной письменной работы или какого-либо из ее основных разделов». Ввиду возможности использования нечестными «авторами» таких средств как синонимайзеры, Положение специально оговаривает, что «неправомерное заимствование может осуществляться как в виде дословного изложения чужого текста, так и в виде изложения чужого текста с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста». Отметим, что современные программы, разработанные специально для поиска плагиата, в том числе модуль SafeAssign LMS “Blackboard”, обмануть при помощи синонимайзера (и уж подавно путем простой замены русских букв похожими латинскими) невозможно.

Положение предусматривает дисциплинарные взыскания для недобросовестных авторов. Так, например, результаты проверки дипломной работы в SafeAssign должны быть обязательно зафиксированы в отзыве научного руководителя, а сам отчет SafeAssign должен быть распечатан, подписан студентом и научным руководителем и приложен к протоколу заседания кафедры, на котором принималось решение о допуске данной дипломной работы к защите. Дипломные работы, содержащие менее 60% оригинального текста, возвращаются на доработку, а работы, содержащие менее 40% оригинального текста, к защите в текущем учебном году не допускаются. Если же служба проректора по науке и инновациям обнаружит недобросовестные заимствования в уже допущенной к защите работе, студенту будет предоставлена «возможность написания письменной работы по новой теме с правом ее защиты в новом учебном году». Научному руководителю такого студента будет запрещено руководить выпускными квалификационными работами в течение года.

В целях повышения качества научных работ студентов ДВФУ модуль SafeAssign LMS “Blackboard” все чаще используется не только для проверки выпускных квалификационных работ, но и для проверки других письменных работ студентов. Так в «Положение о дополнительной повышенной государственной академической стипендии за успехи в научной деятельности» было внесено требование проверки оригинальности представленных соискателями научных публикаций: в случае наличия в научной работе претендента более 33% заимствований результатов работ других авторов, данная публикация не учитывалась при проверке документов. Как результат, из 27 пакетов публикаций, представленных в этом месяце претендентами из Школы педагогики, тридцатитрехпроцентный порог заимствований в уже опубликованных статьях был превышен у 14 соискателей! Проверку оригинальности будут проходить и рекомендованные к публикации статьи и тезисы Студенческой научно-практической конференции ДВФУ – 2014.

Таким образом, забота о научной новизне, оригинальности научных исследований становится одним из главных требований к участию студентов в научной работе. Каким образом можно ее достичь? Прежде всего, при написании письменной работы необходимо четко представлять себе, что конкретно нового добавляет ваша работа к современному научному знанию. Вводит ли она в научный оборот какие-либо ранее неизвестные знания или описывает ранее неизученное сочетание уже известных знаний? Глупо надеяться на то, что из частей публикаций других авторов удастся «накопипастить» текст собственной оригинальной научной работы. Разделение научного фундамента, на основе которого создается новое научное знание, и самого нового научного знания должно быть совершенно ясным как в тексте готовой письменной работы, так и в процессе его подготовки. Только имея перед собой ясную цель – создать новое научное знание, можно эффективно применять конкретные, особые для каждой отдельной отрасли науки, приемы его создания, изучаемые на лекциях, практических занятиях и консультациях научных руководителей. Стремление ограничиться методом “copy-paste” естественно, как естественна всякая лень – инстинктивное стремление экономить энергию. Но противопоставить этому инстинкту можно ту простую и ясную идею, что желать просто состариться и умереть, даже не попытавшись сделать окружающий мир немного комфортнее, краше, добрее, в том числе путем создания пусть пока незначительного, но нового научного знания – противоестественно.

В заключение хочется пожелать всем начинающим ученым, не откладывая на завтра, обратиться к своим научным руководителям, к активистам студенческих научных обществ, и приступить к написанию оригинальных научных работ. Как говорили люди, которым лень не помешала создать самую комфортную и прекрасную культуру древности, – verbum movet, exemplum trahit.

Леонидов Д.В.,
начальник научно-организационного
управления Школы педагогики.




 


Website Security Test