Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
История русского костюма
 
  16 декабря 2013

28 ноября 2013 года состоялось очередное заседание клуба «Живая старина» при Центре русской культуры Школы педагогики ДВФУ (руководитель – Новикова А.А.). Слушателями и зрителями были студенты Образовательных программ «Русский язык и литература», «Мировая художественная культура», студенты-культурологи заочного отделения.

Темой беседы была История русского костюма, и преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарного образования Лариса Петровна Кузнецова, ведущая этого мероприятия, позволила каждому участнику клуба не только проследить историю становления русского костюма ХVII-ХVIII веков, но и прокомментировать некоторые полотна художников (И.Е. Репин, Г. Седов, А. Абрамов и др.), представленных в электронной презентации, синхронно сопровождавшей слово ведущей. Диалог участников позволил более детально рассмотреть и проанализировать различные точки зрения по вопросу, какой должна была быть женская одежда (например, на отделку платьев шла дымка – тонкая шёлковая ткань, расшитая букетами цветов, и флёр – прозрачная шёлковая или шерстяная ткань: что лучше?).

Для того чтобы понять, как происходила смена одежды, необходимо было окунуться в старину, и Лариса Петровна приоткрыла нам некоторые страницы истории России. Так, в истории России, богатой серьёзными потрясениями, время от времени происходили события, которые, словно вехи, обозначали конец старых и начало новых времён. В 1613 году, по завершению Смутного времени, появилось новое поколение людей, которое, по словам историка Ключевского, «нужда заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из внутренних затруднений, отрекаясь от понятий, привычек и верований старины». В связи с этим в Москву приехало множество иноземных специалистов. И, как следствие, под Москвой на реке Яузе образовалась Немецкая слобода. Это был уголок Западной Европы на окраине старого города. Иноземные мастера, офицеры, купцы привнесли в русский быт западноевропейский комфорт, житейские удобства и увеселения.

Изобретение швейных машин в Англии (середина 18 века) дало возможность одеваться соответственно моде не только представителям высших классов, но зажиточным горожанам из крупной и мелкой буржуазии. Изобретение машин для производства вышивок и кружев, внедрение швейных машинок – всё это существенно удешевило изготовление одежды во всём мире, в том числе и в России.

В Санкт-Петербурге, Москве, во всех крупных городах открываются магазины, мастерские, фирмы, торгующие сначала только заграничными, а потом и отечественными товарами: тканями, одеждой, бельём, обувью, модными украшениями. В баснословных по стоимости нарядах поражало всё: пышность отделки, и роскошь аксессуаров, и дорогие ткани, и вышивки. Для богатых купцов и промышленников мода стала элементом престижа: роскошный туалет жены наиболее очевидно подтверждал процветание и деловое благополучие мужа. Купеческая жена (боярыня) куак бы превращалась в ходячую рекламу своего богатого супруга.

Конечно, на этом история русского костюма не заканчивается, но студентов заинтересовала информация о том, что многие люди в то далёкое время считали покрой русской одежды неудобным, смешным и некрасивым. И сегодня, спустя, столетия, старинный костюм уже не кажется смешным, он завораживает своей красочностью и разнообразием (яркие краски тканей, вышивка, кружева, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные украшения и т.д.).

Оживлённый интерес вызвала история о несоответствиях требований внешнего вида костюма (мужского и женского) в разные эпохи, как изображены герои (например, в картине «Встреча византийской царевны» Ф. Бронникова наряд прекрасной царевны немного приукрашен автором по сравнению с картиной «Выбор невесты царя Алексея Михайловича» А. Абрамова).

Несомненно, встреча с прекрасным искусством оставила у нас неизгладимое впечатление, мы узнали много нового об истории русского костюма, нам есть о чём думать и над чем размышлять.

Ольга Брютова, студентка
1 курса ОП «Мировая художественная культура»




 


Website Security Test