Уважаемые посетители!
Данный сайт является архивным и больше не поддерживается.
См. официальный сайт Школы педагогики ДВФУ
Восточная сказка в современном интерьере
 
  29 мая 2012
16 и 24 мая 2012 года театральная студия «Перемена» филиала ДВФУ в г. Уссурийске порадовала зрителя премьерными показами спектакля «Так уж бывает…» (по пьесе Ольги Ивановой «Пари»)

Спектакль, завершающий сезон 2011-2012 учебного года, поставила руководитель студии «Перемена» Г.В. Хомулло. Художник – Анна Филипенко, световое оформление – Анастасия Лялина, звуковое оформление – Владимир Хомулло.

Пружина, приводящая в действие сюжет комедии-мелодрамы современного волгоградского прозаика, сценариста и драматурга Ольги Ивановой «Пари», придумана много веков назад. Легенды гласят, что знаменитый восточный правитель древности, халиф Гарун аль-Рашид (что по-русски означает «Справедливый») время от времени переодевался нищим и гулял, сопровождаемый верным и мудрым визирем Джафаром, по ночному Багдаду, чтобы узнать, как живет простой народ и что он думает о своем государе и о богачах вообще. Главный герой пьесы, преуспевающий бизнесмен Глеб Геннадьевич (Марк Алиев и Андрей Еременко) в отличие от своего средневекового прототипа, о жизни не столь преуспевающих слоев населения знать ничего не хочет. Он вполне доволен собой, а им довольны все три его женщины – жена (Виктория Науменко), любовница-блондинка (Роксана Руденко) и любовница-брюнетка (Татьяна Еременко и Ольга Корепанова). «Уже ради этого стоит быть состоятельным человеком», - иронизирует Босс (так для краткости называет его в своих ремарках автор) сам над собой, давая понять зрителю, что не глупый он человек, что понимает, что не любят его они, что интересны им только его деньги. Но, как бы там ни было, не ищет он правды жизни. А переодеться бомжем его заставляет упрямое желание выиграть пари. Просто поспорил человек с приятелями, кто оригинальнее проведет пять дней отпуска. На большую сумму поспорил. А его секретарь Нина Андреевна (Яна Тарутина и Евгения Морозова) не только подсказывает, как вернее выиграть пари, но и приобретает нужный реквизит – «китайский ширпортеб», что «на каждом углу» продается…

- Я буду похож на пугало!

- У нас девять десятых населения одеты, как пугала!

… а потом читает Глебу Геннадьевичу краткую лекцию о том, как половина страны «приспособилась» обходиться без денег.

- Выжить на 60 рублей в день? Неужели так живут?

- За МКАДом живет очень много людей – аж до Владивостока.

Хоть и отличный секретарь Нина Андреевна, но не Джафар, увы, не Джафар. Не составит она компанию своему «халифу» в пеших прогулках по ночной столице. Правда, честно предупредит Босса: «Не дело вы затеяли, Глеб Геннадьевич».

И ведь как в воду глянула. Оказавшись на улице, Босс становится легкой добычей грабителей, лишается денег, телефона, ключей от квартиры. Игра становится слишком опасной, но азарт гонит Глеба Геннадьевича вперед («Еще два дня продержусь – и всё!»). Кто спасет его от холода и дождя, от встречи с очередными грабителями, от попадания в «обезьянник» и других неприятностей, подстерегающих бомжа на каждом шагу? Логика сказки подсказывает, что халифа выручит дервиш – нищий странствующий мудрец. И он приходит в лице неунывающего бомжа-философа Шурика (Илья Чечель и Вячеслав Осипов), бывшего научного сотрудника. Приходит, чтобы угостить голодного Босса хот-догом:

- Какая гадость!

- Не ругайся на еду – это грех!

Хоть Шурик и прописан автором максимально реалистично (с подробностями предыдущей жизни, с рассказом о жене и детях), но от классического пути дервиша он не отступает ни на йоту – просить милостыню, чтобы через унижение возвыситься духовно, а собранное раздавать таким же беднякам:

- Мне нужно МНОГО денег.

- У меня нет «много»… Бери все!

Казалось бы, испытания «новобездомного Глебки» подошли к концу. С помощью опытного Шурика он продержится остающиеся до конца срока пари дни в относительных сытости, тепле и безопасности, пусть даже при этом испытывая жестокий моральный и физический дискомфорт, а потом вернется в родной офис триумфатором. И, разумеется, отблагодарит спасителя («Целый вагон хот-догов куплю!»). Но нет, даже сказка кончиться так быстро и просто не может. В классической восточной сказке дервиш и переодетый халиф, скорее всего, нашли бы по дороге непонятный сосуд и выпустили бы оттуда злого джинна. В пьесе Ольги Ивановой на двух бомжей (настоящего и добровольного), просящих милостыню у станции метро, случайно натыкаются две «фифы» (Татьяна Олиферчук и Анастасия Соболевская, Александра Ворушило и Раиса Мальцева). Этим «ласковым» словом охарактеризовал наблюдательный и острый на язык Шурик двух подруг одной из любовниц Босса. «Сентиментальные» девушки подают денег попрошайкам, но при этом фотографируют одного из них на мобильный телефон:

- Давай эту фотографию в Интернете вывесим.

- Не стоит, мужика жалко.

- А я неудачников не жалею!

Далее зритель смог легко убедиться, что две обычные стервочки с помощью обычной для нас «всемирной паутины» могут причинить больше вреда, чем любой джинн или даже сам шайтан. А сколько именно они причинили вреда, становится ясно в тот момент, когда слегка побитые «дворцовой стражей» (охраной офиса) «халиф» и «дервиш» (Глеб Геннадьевич и Шурик) с трудом прорываются во «дворец» (кабинет Босса). Выясняется, что его репутация понизилась катастрофически, «союзники» (деловые партнеры) разрывают отношения, «гарем» (жена и обе любовницы) разбегается, и даже «султаны-соседи» (те самые друзья, с которыми Глеб заключил злосчастное пари) дипломатично отдаляются от «неудачника» на безопасное расстояние. Не только те самые «фифы», но и весь круг его общения («тусовка») глубоко и искренне верит, что «неудача – штука заразная». Последним хлопает дверью возмущенный «визирь»: «правая рука» Босса, преданный и эффективный секретарь Нина Андреевна испытывает когнитивный диссонанс, увидев, насколько изменился ее Босс, который, с ее точки зрения, опустился до общения с «неприличным» Шуриком, человеком «не из нашего круга», бомжем. Диалоги (скорее, перебранки) Шурика и Нины прекрасно иллюстрируют, насколько сильными могут быть взаимное непонимание и неприятие между двумя добрыми и порядочными людьми, разделенными социальными статусами и предрассудками:

- Бомж – это Боль Общества, Мира и Жизни!

- Головная боль!

А Глеб Геннадьевич на самом деле изменился еще сильнее, чем кажется на первый взгляд. Он больше не тот Босс, что «перемещал товары из одной части света», он понял, кто ему друг, а кто попутчик, ему хочется простого человеческого счастья – дружной семьи и детей. Двух пацанов, как у Шурика, или хотя бы одну девочку. В общем, опустившись на дно общества, главный герой духовно возвысился, обрел новые ценности и иное понимание жизни. Тут суровый реализм требует поставить жирную точку. А восточная сказка возражает: еще не всё сделано – добро еще не восторжествовало, зло еще не наказано, и чудо еще не случилось. И мнение сказки перевешивает. Отправляясь проверять свою «сокровищницу» (состояние счетов в банке), «халиф» Глеб Геннадьевич оставляет вместо себя нового «визиря» - отмытого, побритого и переодетого в «расшитый золотом халат» (отутюженный деловой костюм) «дервиша» Шурика. Первый обнаруживает, что с деньгами все в порядке, а второй играючи отбивает атаки на сейф товарища (и на свой моральный облик), предпринятые хищницами из прошлого Босса – его женой и любовницей-брюнеткой. А потом совершает долгожданное чудо – возвращает Боссу женщину, которую он любил в молодости, и их общую, уже взрослую дочь. Просто находит затерявшуюся в рабочем столе Глеба старую фотографию и заставляет его позвонить. И тут случается еще одно чудо – через 19 лет этого звонка еще ждут.

И как тут не процитировать классика?

Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

И.В. Варицкий.

Фото автора.





 


Website Security Test