17 февраля 2017

В тексте приведены фрагменты статьи М.А. Ворониной «Столица Азии Байкальской», опубликованной в журнале «География и экология в школе XXI века», №2, 2017 г.


В последние месяцы 2016 года столица Республики Бурятии отметила славный юбилей — 350-й день своего рождения. За многолетнюю историю своего существования город трижды менял названия.

Удинск

История города берет начало в 1666 году, когда в Москве был подготовлен к отправке первый казенный торговый караван в Пекин. Для обеспечения безопасности его продвижения отрядом казаков под предводительством Гаврилы Ловцова было заложено Удинское казачье зимовье. Название ему дала река Уда, приток Селенги. Одна из версий, объясняющих происхождение ее названия, гласит: однажды монгольские кочевники обнаружили неизвестную им, безымянную реку. К ее берегам они вышли в полдень, потому и название ей дали незамысловатое — Удэ, что в переводе означает «полдень».

В 1678 году приказчик Селенгинского острога Иван Поршёнников, следуя традиции того времени, возвел вокруг зимовья тыновые (состоящие из кольев) оборонительные стены, превратив его в укрепленную крепость — Удинский острог. Через десять лет его посетил Ф.А. Головин, будущий генерал-фельдмаршал и друг Петра I, прибывший для заключения Нерчинского договора с Китаем. По его приказу острог подвергся серьезной реконструкции: был обнесен рвом, двойным ограждением, сооружен тайный ход к реке. Внутри построены башни, караульная изба, часовня, разместились артиллерийская батарея, около сотни казачьих изб. Острог имел собственные хлебные запасы, пороховой погреб. Это укрепление просуществовало до середины XIX века. Память об этом историческом месте хранит мемориальный камень и православный крест.


  

Верхнеудинск

В 30-е годы XVIII века Удинск получает свое второе имя —Верхнеудинск. К этому времени в нем было уже 120 жилых домой, население превышало «300 душ мужского пола», которые занимались торговлей, земледелием, ремеслами, перевозкой товаров, охотой, рыбной ловлей. По долинам Селенги и Уды кочевали буряты, которые перенимали опыт верхнеудинцев по изготовлению простейших орудий труда, учились у них ремесленному делу.

В 1775 году Верхнеудинск получает статус города. Это событие оказало огромное воздействие на жизнь всего Забайкалья. Увеличился приток сюда переселенцев, заметно оживилась экономическая жизнь. Началось строительство дорог, укреплялись торговые связи Восточной Сибири, Китая и Монголии.

В городе стали селиться богатые купцы, многие из них занимались благотворительной деятельностью (сохранились здания, построенные на их деньги). В 1768 году в городе начинает работу торговая ярмарка. Вскоре ее проведение приобретает регулярный характер: Верхнеудинские ярмарки стали устраиваться дважды в год. Торговые функции города нашли отражение на его гербе: изображенные на нем жезл Меркурия и рог изобилия символизировали «знатный торг, который в сем городе производится».

В 1793 году в Верхнеудинске открывается первое в Забайкалье и на Дальнем Востоке учебное заведение — малое народное училище. Оно состояло из двух классов, в которых работали два учителя. Одним из них был сибирский поэт и педагог Д.П. Давыдов — автор песни «Славное море, священный Байкал».

Преимущественно деревянная, бессистемная, хаотичная застройка делала город очень уязвимым. Дома очень кучно строились в основном на берегу реки Уды и часто страдали от наводнений. Близкое их расположение способствовало быстрому распространению пожаров. Известно о катастрофических последствиях пожара 1878 года, когда огнем было уничтожено 3/4 городских строений.

Со временем в городе стали появляться каменные здания и сооружения. Первым был Одигитриевский собор — сохранившийся памятник культовой архитектуры Сибири XVIII века.

О важных транзитных функциях города стоит сказать особо. Он располагался на Московском тракте и являлся этапным пунктом на пути следования каторжных и ссыльных. Известно, что в Бурятии отбывали ссылку 14 декабристов, и многие из них проходили по этапу через Верхнеудинск. Здесь в разное время жили А.М. Андреевич, А.Н. Муравьев, часто бывали и некоторое время жили К.П. Торсон, братья Н.А. и М.А., Бестужевы, А.И. и П.И. Борисовы, Е.П. Оболенский, И.Ф. Шимков, И.И. Горбачевский. Многие из них занимались просветительской и культурной деятельностью.

В начале XIX века город переживает настоящий строительный бум. Появляются новые общественные здания, включая публичную библиотеку и городской банк. На средства купца первой гильдии М.К. Курбатова возводится мост через реку Уду. Он же открывает стекольный завод, на котором работало 22 человека, но реализовывалось продукции на 10 тыс. рублей в год. Появляются и другие небольшие промышленные предприятия по переработке и выделке кожи, мыловаренные, салотопенные, пивоваренные, лесопильные заводы, паровые мельницы.

20 июня 1891 года, возвращаясь по Читинскому тракту из кругосветного путешествия, город посетил цесаревич Николай, будущий император Николай II. По этому случаю купечеством была возведена триумфальная арка «Царские ворота», ставшая одним из архитектурных украшений города.

В 1899 году завершилось строительство железной дороги участка Мысовая — Верхнеудинск. С прибытием в 1900 году в город первого поезда, открывается регулярное железнодорожное сообщение по Забайкальской железной дороге.

Строительство Транссибирской магистрали стало эпохальным событием в жизни этого города. Жизнь в нем стала «бить ключом»: в рекордные сроки сооружались доходные дома, отделения крупных банков, новые предприятия, включая первую электростанцию. Начала работу городская телефонная станция. На дорогах появились первые автомобили.

Революционные события изменили облик и ритм жизни города. В 1917 году начал работу Верхнеудинский Совет рабочих и солдатских депутатов. А год спустя Второй съезд трудового населения Прибайкалья поддержал установление Советской власти. Однако в этом же году войска белочехов и белогвардейцев захватили ряд городов Сибири и Дальнего Востока. В их числе оказался и Верхнеудинск.

После освобождения от интервентов и восстановления Советской власти, в 1920 году Верхнеудинск вошел в состав вновь образованной Дальневосточной республики, которая в ноябре 1922 года Президиумом ВЦИК была объявлена нераздельной составной частью РСФСР.

Спустя год создается Бурят-Монгольская АССР, и Верхнеудинск с населением более 22 тысяч человек становится ее столицей.

Конец 1920-х – начало 1930-х годов стало временем восстановления мирной жизни молодой республики. Наиболее значимыми событиями тех лет были: открытие воздушного сообщения с Улан-Батором; начало работы первого профессионального театра; завершение строительства судостроительного завода; образование Бурят-Монгольского института культуры (первого научного учреждения республики). В 1930 г. в Верхнеудинске открылся четырехгодичный педагогический рабочий факультет, который готовил кадры для соседней Монголии. Среди его выпускников был Ю. Цэдэнбал — будущий генеральный секретарь ЦК НРП Монгольской Народной Республики.

Улан-Удэ

27 июля 1934 г. Постановлением Президиума ЦИК СССР Верхнеудинск переименован в Улан-Удэ (Красная Уда). В истории города начинается новая страница — бурного социалистического строительства. Столица Бурят-Монголии все увереннее заявляет о себе как крупном промышленном центре Забайкалья. Его население быстро растет, в том числе благодаря приезду специалистов и рабочих из европейской части страны.

Открытие автодорожного моста через р. Селенгу (взамен старой паромной переправы) заметно улучшило транспортную инфраструктуру города. В нем начал функционировать общественный транспорт: по первым четырем маршрутам протяженностью 29 км отправились 19 автобусов. Началось строительства авиационного завода.

После окончания Великой отечественной войны, во время которой в городе действовало несколько военных госпиталей, стремительное развитие Улан-Удэ продолжается. Начинает работу тонкосуконная фабрика. В городе появляется трамвайное сообщение. Через р. Уду возводится новый железобетонный мост. В новые здания переезжают Бурятский театр оперы и балета и Бурятский государственный академический театр драмы имени Хоца Намсараева. Открываются новые вузы (педагогический институт, сельскохозяйственный институт), школы, возникают новые жилые микрорайоны.


  

В 1958–1992 гг. Улан-Удэ является столицей Бурятской АССР, а с 1992 года — столицей субъекта Российской Федерации Республики Бурятия.

Всякого, кто прибывает в Улан-Удэ в качестве туриста, гостя или транзитного пассажира охватывает острое чувство ностальгии по советскому прошлому. Как любят подчеркнуть сами жители, они не стали поддаваться постперестроечной истерии и безудержному переименованию городских объектов. Напротив, сохранили все прежние названия, с удовольствием произносят их вслух и гордятся, что в их городе улицы, скверы и площади называются так же, как «при СССР». Потому-то и возникают теплые воспоминания у всякого, кто оказывается на площади Советов и имеет возможность познакомиться с одной из главных достопримечательностей — памятником В.И. Ленину. Этот памятник изготавливался специально к 100-летию со дня рождения вождя мирового пролетариата. Это самая большая скульптура головы Ленина в мире. В настоящее время памятник включен в список объектов культурного наследия Российской Федерации под номером 0410009000.


  

Добавим, что в общей сложности, в городе 234 объекта историко-культурного наследия, включая 11 объектов культурного наследия федерального значения. В историческом центре много хорошо сохранившихся зданий XIX века – «Гостиные ряды», церкви, дома купцов и мещан. Встречаются и старинные черные избы, построенные из быстро темнеющей лиственницы — самого популярного в Забайкалье стройматериала.


  

В год своего 350-летия Улан-Удэ с населением более 400 тысяч человек по-прежнему один из ведущих промышленных, культурных, научных центров Сибири. Не зная усталости, трудятся уже несколько десятилетий авиационный, локомотивовагоноремонтный, судостроительный заводы, приборостроительное производственное объединение, заводы «Электромашина», «Теплоприбор-Комплект», объединение «Стальмост». Предприятия добывающей отрасли — «Бурятзолото», «Разрез Тугнуйский», «Николаевский карьер», агропромышленного комплекса — «Молоко Бурятии», «Бурятмяспром», «Улан-Удэнская птицефабрика», «Бурятхлебпром», «Бурятская мясоперерабатывающая компания», кондитерская фабрика «Амта». Продукция этих предприятий хорошо известна россиянам.

Сегодня повышенный интерес к ней проявляют и жители соседней Монголии. Благодаря введению безвизового режима, они приезжают сюда не только ради осмотра достопримечательностей, но и просто «на выходные за покупками». Кстати — на дорогущих внедорожниках.

Самым посещаемым местом за пределами Улан-Удэ является Иволгинский дацан — святое для российских буддистов место, где находится нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова. На территории дацана помимо традиционных богослужений проводятся и различные обряды, включая «Благословение семьи». Этот обряд сродни христианскому венчанию в церкви. Считается, что ритуал, совершенный в дацане, дает особую энергетическую защиту молодой супружеской паре.


  

Многие туры на Байкал начинаются на его бурятском берегу, в Улан-Удэ, поэтому туристов в разгар сезона здесь очень много. Встречают и принимают здесь очень радушно. Помогают, советуют, очень вкусно кормят. Традиционная бурятская кухня — это что-то особенное! В ней о-о-очень много мяса и прочих натуральных продуктов.

О любимом городе-юбиляре его жители отзываются очень тепло и по-доброму, называя свой родной Улан-Удэ не иначе как «столицей Азии Байкальской».

 

М.А. Воронина

Фото автора