Лаборатория прикладной социологии


Главная | Преподаватели | Студенты и наука | Нир/Нирс | СоЦиоЧаТ | Абитуриенту
 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уссурийский государственный педагогический институт

Кафедра социологии, экономики и философии

 

 

 

 

«Утверждаю»                                                                                                         

Зав. кафедрой социологии,                                                            

экономики и философии                                                

 

_______________ В.А. Томилов                                   

                                                          ­­­­­­­                                 

 

                                                                                             

 

П Л А Н Ы

семинарских занятий для студентов 2 и 3 курса

по дисциплине «История социологии»

(специальность «Социология»)

 

 

 

 

Планы семинарских занятий составлены на основании гос. стандарта,

утверждены на заседании кафедры (Протокол № 1 от 20.09. 2006 г.)

 

Составитель -  В.А. Томилов, канд. филос. наук,  доцент

 

 

 

 

 

 

 

Уссурийск

2006

 

 

 

 

 

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

1.      Аберкронт Н. и др. Социологический словарь / Н. Аберкронт и др.: Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. М., 2000.

2.      Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: Учебник. СПб., 2002.

3.      Волков Ю. Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1999.

1.      Воронцов А.В. История социологии. XIX - начало XX века: в 2 ч. Ч. 2. Русская социология: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005.

4.      Гидденс Э. Социология: [Перевод] / Научн. ред. В.А. Ядова: Общ. ред. Л.С. Гурьевой, Л.Н. Иосилевича. М., 1999.

5.      Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX - XX вв.: Учеб. пособие. М., 1995.

6.      Гофман Н.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.

7.      История социологии: Учеб. пособ. для ст-тов гуманит. фак-тов вузов.  Минск, 1997.

8.      Кравченко С.А. Социология. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

9.      Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнекласические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М., 2003.

10.  Очерки по истории теоретической социологии XIX - нач. XX вв.: Пособие для студентов гуманитарных вузов / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1994.

11.  Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

12.  Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

Интернет-ресурсы

·         Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. М., 1996 (URL:  www.auditorium.ru/books/798/).

·         Гидденс Э. Социология. Учебник. М., 2004   (URL www.i-u.ru/biblio/archive/giddens%5Fsociologija/).

·         Гофман А.Б. 7 лекций по истории социологии: Учеб. пособие для вузов. М., 2001 (URL:  www.auditorium.ru/books/261/).

·         Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: 1 том: Методология и история социологии: Учебник. М., 2003 (URL:  www.socio.msu.ru).

·         История зарубежной социологии / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко (URL: www.lib.socio.msu.ru/i/l/library).

·         История теоретической социологии: В 5 т. Т.2: Социология XIX века: Профессионализм социально-научного знания. М., 1997 (URL:  www.auditorium.ru/books/249/).

·         Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. пособие для вузов. М., 2002 (URL:  www.auditorium.ru/books/966/).

·         Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию / Пер. со швед. М.,1995 (URL: www.auditorium.ru/books/2158/).

 

Раздел I. Становление социологии как науки об обществе

Тема 1.1: «Предмет и задачи истории социологии» (2 час.)

  1. Место и роль истории социологии в системе социологического образования.
  2. История социологии: хронологический и логический аспекты.
  3. Соотношение истории и теории социологии: сущность проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Арон  Р.  Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

2.      Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: Учебник. СПб., 2002.

3.      Грязнова О. С.,  Подвойский  Д. Г.  О понятии и  дисциплинарном статусе исторической социологии // СоцИс. - 2006. - № 7.

4.      Ковалевский М.М. Социология: В 2 т. Т. 1: Социология / Отв. ред. А.О. Бороноев. СПб., 1997.

5.      Ковалевский М.М. Социология: В 2 т. Т. 2: Современная социология / Отв. ред. А.О. Бороноев. СПб., 1997.

6.              Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 2001.

7.      Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнекласические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М., 2003.

8.              Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Алстед  Я. Историческая социология  – зачем и как? // СоцИс. - 2005. - № 5.

2.      Култыгин В.П.  Альтернатива  социологической теории? - Дискуссия вокруг рационального выбора // СоцИс. - 2004. - № 1.

3.      Миронов Б.Н.  Социология и историческая социология: взгляд историка // СоцИс. - 2004. - № 10.

4.      Романовский Н.В. Историческая социология: проблемы и перспективы // СоцИс. - 2002. - № 10.

Тема 1.2: «История социологии:

методологические принципы исследования»» (2 час.)

  1. Система методологических принципов исследования истории социологии.
  2. Парадигмы в истории социологии.
  3. Социология как система общепризнанных парадигм.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: Учебник. СПб., 2002.

2.      Горяинов В.П. Критерии поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости социального времени // СоцИс. - 2006. - № 4.

3.      Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону, 1996.

4.      Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология. Ростов н/Д, 2001.

5.      Кравченко С.А. Социология. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

6.      Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнекласические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М., 2003.

7.      Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

8.      Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М., 1996.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Гилязитдинов Д.М.    Интегративное маятниковое общество П. Сорокина и альтернативы развития России // СоцИс. - 2001. - № 3.

2.      Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. пособие для вузов. М., 2002 (URL:  www.auditorium.ru/books/966/).

3.      Култыгин В.П. Облик социального мира в современной социологической мысли // СоцИс. - 2003. - № 2.

4.      Черных А.И.  Историческая социология на Западе (конец ХХ в.) // СоцИс. - 2001. - № 10.

5.      Черныш М.Ф. От КОНТА до Гидденса // СоцИс. - 2001. - № 9.

Тема 1.3: «Родоначальники позитивизма: О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль» (2 час.)

  1. Исторические условия становления социологии как науки об обществе.
  2. Социологические воззрения О. Конта.
  3. Дж. Милль и его социологические взгляды.
  4. Эволюционная концепция Г. Спенсера.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: Учебник. СПб., 2002.

2.      Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология. Ростов н/Д, 2001.

3.      Кравченко С.А. Социология. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

4.      Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнекласические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М., 2003.

5.      Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

6.      Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М., 1996.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Лапин Н.И. Когда и как Огюст Конт ввел термин “sociologie” // СоцИс. - 2003. - №. 4.

2.      Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. пособие для вузов. М., 2002 (URL:  www.auditorium.ru/books/966/).

3.      Подвойский Д.Г. О предпосылках и истоках рождения социологической науки // СоцИс. - 2005. - № 7.

Тема 1.4: «Социологические воззрения О. Конта» (4 час.)

Занятие первое
  1. О. Конт - родоначальник социологии.
  2. Закон интеллектуальной эволюции.
  3. Иерархия наук.

Занятие второе

  1. Социология как «социальная физика».
  2. Объект и метод социологии.
  3. Специфика сравнительно-исторического метода у О. Конта.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Арон  Р.  Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

2.      Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: Учебник. СПб., 2002.

3.              Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 2001.

4.  Конт О. Курс позитивной философии // Родоначальники позитивизма. СПб., 1912. Вып. 4.

5.      Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология. Ростов н/Д, 2001.

6.      Кравченко С.А. Социология. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

7.      Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнекласические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М., 2003.

8.      Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

9.      Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М., 1996.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Лапин Н.И. Когда и как Огюст Конт ввел термин “sociologie” // СоцИс. - 2003. - №. 4.

2.      Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. пособие для вузов. М., 2002 (URL:  www.auditorium.ru/books/966/).

3.      Подвойский Д.Г. О предпосылках и истоках рождения социологической науки // СоцИс. - 2005. - № 7.

 

Тема 1.5: «Система социологических воззрений Г. Спенсера» (6 час.)

Занятие первое

  1. Развитие социологии и ее принципов.
  2. Эволюционистская концепция Г. Спенсера: общая характеристика.
  3. Социальная фаза эволюции.

Занятие второе

  1. Г. Спенсер о предмете и основаниях социологии как науки об обществе.
  2. Законы, обоснованные Г. Спенсером.
  3. Проблема «личность - общество» в социологии Г. Спенсера.

Занятие третье

  1. Типология общественно-государственных форм.
  2. Социальные институты.
  3. Динамика интегративных процессов.
ЛИТЕРАТУРА

1.  Арон  Р.  Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

2.      Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера // СоцИс. - 2004. - № 1.

3.      Спенсер Г. Научные, политические и философские опыты. СПб., 1866.

4.      Спенсер Г. Основания психологии. СПб., 1876.

5.      Спенсер Г. Основания социологии. СПб., 1876 - 1877, тт. 1, 2.

6.      Спенсер Г. Описательная социология или группы социологических фактов. Киев, 1878.

7.      Спенсер Г. Социальная статика. СПб., 1906.

8.      Спенсер Г. Личность и государство. СПб., 1908.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. пособие для вузов. М., 2002 (URL:  www.auditorium.ru/books/966/).

2.      Подвойский Д.Г. О предпосылках и истоках рождения социологической науки // СоцИс. - 2005. - № 7.

 

Тема 1.6: «Натуралистические направления в социологии:

школы и течения»  (6 час.)

Занятие первое

  1. Теоретические предпосылки становления натуралистического направления.
  2. Использование в социологии теоретических моделей и методов естественных наук, эмпирических данных истории и этнографии.
  3. Эволюционизм как ведущий принцип в объяснении общественных процессов.

Занятие второе

  1. Развитие идей Г. Спенсера в рамках натуралистического направления.
  2. Органическая школа в социологии.
  3. Социал-дарвинизм в социологии: кризис «натурализма» и «органицизма».

Занятие третье

  1. Географический детерминизм.
  2. Расово-антропологические течения.
  3. Габриэль Тард: редукция социологии к психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Беджгот В. Естествознание и политика. Мысли о применении естественного подбора и наследственности к политическому обществу. Спб., 1871.

2.      Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921. Ч. 2.

3.      Бюхнер Л. Дарвинизм и социализм. Спб., 1900.

4.      Вормс Р. Общественный организм. Спб., 1897.

5.      Вундт В. Элементы психологии народов. Основные черты психологической истории развития человечества. Спб., 1913.

6.      Лилиенфельд П. Мысли о социальной науке будущего. Спб., 1872.

7.      Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924.

8.      Тард Г. Социальная логика. Спб., 1881.

9.      Тард Г. Публика и толпа. СПб., 1899.

10.  Тард Г. Социальные законы. Спб., 1900.

11.  Тард Г. Законы подражания. Спб., 1901.

Интернет-ресурсы

Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. пособие для вузов. М., 2002 (URL:  www.auditorium.ru/books/966/).

 

Раздел II. Национальные школы: история социологии Западной Европы

Тема 2.1: «Социологические идеи К. Маркса» (2 час.)

  1. Материалистическое понимание и объяснение истории.
  2. Производительные силы и производственные отношения. Надстройка как суперструктура.
  3. Социальная структура общества. Личность как носитель общественных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.

2.      Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857-1858 годов) // Там же. Т. 12.

3.      Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. // Там же. Т. 7.

4.      Маркс К. Капитал. Т. I // Там же. Т. 23.

5.      Маркс К. Нищета философии // Там же. Т. 4.

6.      Маркс К. Письмо И. Вейдемейеру, 5 марта 1852 г. // Там же. Т. 28.

7.      Маркс К. Наемный труд и капитал // Там же. Т. 6.

Тема 2.2: «Э. Дюркгейм и развитие социологизма» (4 час.)

Занятие первое

  1. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии.
  2. Предмет социологии и его место в ряду других наук.
  3. «Социологизм» как теория общества.

Занятие второе

  1. Правила социологического метода.
  2. Общественная солидарность и разделение труда.
  3. «Ненормальные» формы разделения труда. Личность и общество.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

2.      Дюркгейм Э. Ценностные и “реальные” суждения // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

3.      Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

4.      Дюркгейм Э. и Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений. // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.

5.  Осипова Е. В. Социология Эмиля Дюркгейма: Крит. Анализ теорет.-методол.  концепций. М., 1977.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

Исак  О.В. Самоубийство в Молдове с позиций  Дюркгейма // СоцИс. - 2004. - № 12.

Тексты

·         Дюркгейм Э. О разделении общественного труда.

·         Дюркгейм Э. Что такое социальный факт?

Тема 2.3: «Формальная социология Г. Зиммеля и Ф. Тенниса» (4 час.)

Занятие первое

  1. Г. Зиммель о предмете и структуре социологической науки.
  2. Формальная социология Г. Зиммеля.
  3. Теория социального конфликта Г. Зиммеля.

Занятие второе

  1. Теоретическая социология Ф. Тенниса.
  2. Концепция «общины» и «общества».
  3. Ф. Теннис: общество как равновесная система.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Зиммель Г. Проблемы философии истории. М., 1898.

2.      Зиммель Г. Социальная дифференциация, социологическое и психологическое исследования. М., 1909.

3.      Зиммель Г.  Конфликт современной культуры. Пг., 1923.

4.      Теннис Ф. Эволюция социального вопроса. СПб., 1908.

Тексты

·         Зиммель Г. Общение.

·         Зиммель Г. Философия труда.

·         Зиммель Г. Как возможно общество?

·         Теннис Ф. Общность и общество.

Тема 2.4: «Социология М. Вебера» (4 час.)

Занятие первое

  1. Теоретические истоки социологии М. Вебера.
  2. Понятия социологии М. Вебера.
  3. Теория идеальных типов, ее методологическое значение для современной социологии.

Занятие второе

  1. Протестантская этика и дух капитализма.
  2. Теория социального взаимодействия.
  3. Теория социальной структуры.
  4. Феномен бюрократии. Идеальный тип современной бюрократии.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.

2.      Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения. М., 1990.

3.      Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избранные произведения. М., 1990.

4.      Вебер М.  Основные социологические понятия // Избранные произведения. М., 1990.

5.      Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990.

6.      Вебер М.  Наука как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990.

7.      Современная  западная социология: Словарь. М., 1990.

8.      Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М., 1996.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Шпакова Р.П.  Макс Вебер о становлении демократии в России // СоцИс. - 2003. - № 3.

2.      Шпакова Р.П. Макс Вебер и  Владимир  Ленин: аграрный  вопрос // СоцИс. - 2005. - № 11.

Тексты

·         Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке.

·         Вебер М. Политика как призвание и профессия.

·         Вебер М. Наука как призвание и профессия.

·         Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.

Тема 2.5: «Социологические аспекты учения представителей

Франкфуртской школы: Т. Адорно, Ю. Хабермас, Г. Маркузе» (4 час.)

Занятие первое

  1. Теоретические истоки и этапы эволюции Франкфуртской школы.
  2. Методологическая программа Франкфуртской школы.
  3. Проблема «общество - личность» в работах М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г Маркузе.

Занятие второе

  1. «Теория коммуникативного действия» Ю. Хабермаса.
  2. Теория развития капитализма Ю. Хабермаса.
  3. Соотношение социальной теории и политической практики.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. пособие для вузов. М., 2002 (URL:  www.auditorium.ru/books/966/).

2.      Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

3.      Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнекласические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М., 2003.

4.      Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

5.      Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М., 1995.

6.      Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. Пер. с нем. М., 2002.

7.      Хабермас Ю.  Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // СоцИс. - 2006. - № 1.

8.      Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М., 1996.

Тексты

·         Хабермас Ю. Философский спор вокруг идеи демократии: Лекция 2 / Москва, Ин-т философии, апрель, 1989 г.

·         Хабермас Ю. К реконструкции исторического материализма.

Тема 2.6: «Развитие социологии в Англии в XX веке» (2 час.)

  1. История теоретической социологии Англии.
  2. Современная социология Англии.
  3. Развитие эмпирических исследований в Англии.
  4. Ведущие направления социологических исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: Учебник. СПб., 2002.

2.      Волков Ю. Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1999.

3.      Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. СПб., 1997.

4.      Кравченко С.А. Социология. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

5.      Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. пособие для вузов. М., 2002 (URL:  www.auditorium.ru/books/966/).

6.      Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М., 2003.

7.      Ритцер Дж.  Современные социологические теории. СПб., 2002.

8.      Штомпка П.  Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М., 1996.

Раздел III. История  социологии США

Тема 3.1: «Становление американской социологии» (2 час.)

  1. Ранний этап развития американской социологии.
  2. Участие американской социологии в реформистском движении.
  3. Современная американская социологии: общая характеристика.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

2.      Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: Учебник. СПб., 2002.

3.      Волков Ю. Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1999.

4.      Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. СПб., 1997.

5.      Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. пособие для вузов. М., 2002 (URL:  www.auditorium.ru/books/966/).

6.      Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнеклассические подходы к анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М., 2003.

7.      Ритцер Дж.  Современные социологические теории. СПб., 2002.

8.      Штомпка П.  Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М., 1996.

Тема 3.2: «Парадигма структурно-функционального анализа

в социологии США» (4 час.)

Занятие первое

  1. Т. Парсонс: жизнь и деятельность.
  2. Теория «социального действия» Т. Парсонса.
  3. Учение Т. Парсонса в истории социологии Западной Европы и США.

Занятие второе

  1. Социологическая концепция Р.К. Мертона.
  2. Функциональный анализ и «теории среднего уровня».
  3. Дисфункции и латентные функции.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнеклассические подходы к  анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М., 2003.

2.      Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

3.      Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

4.      Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

5.      Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Абрамов Р.Н.  Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по работам  Т. Парсонса // СоцИс. - 2005. - № 1.

2.      Боков В.И.  От  Даля к Парсонсу и обратно. Гипотеза о природе услуги // СоцИс. - 2003. - 7.

3.      Мертон Р.К., Сорокин П.А.  Путь интеллектуального развития арабской цивилизации, 700 – 1300 гг. Опыт изучения одного метода  // СоцИс. - 2005.- № 11.

 

Тема 3.3: «Социально-психологическая парадигма с социологии США» (2 час.)

  1. Редукционизм в социологии США.
  2. Социометрия Дж. Морено и теория «зеркального Я» Ч.Х. Кули.
  3. Концепция Э. Фромма: учение о бессознательном, социальном характер, отчуждении.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Морено Дж. Социометрия // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

2.      Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

3.      Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

4.      Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

5.      Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов: Перевод. М., 1989.

6.      Фромм  Э. Душа человека: Перевод. М., 1992.

7.      Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

Золотицкий Р.А. Социометрия Я.Л. Морено: усвоение через забвение //  СоцИс. - 2002. - № 4.

Тема 3.4: «Теория социального конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф)» (4 час.)

Занятие первое

  1. Конфликтная парадигма Р. Дарендорфа.
  2. Причины социального конфликта в теории Р. Дарендорфа.
  3. Социальный конфликт и условия его регулирования.

Занятие второе

  1. Функциональная теория конфликта Л. Козера.
  2. Функции социального конфликта.
  3. Управление социальным конфликтом.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: Учебник. СПб., 2002.

2.      Волков Ю. Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1999.

3.      Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. СПб., 1997.

4.      Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. пособие для вузов. М., 2002 (URL:  www.auditorium.ru/books/966/).

5.      Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнеклассические подходы к  анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М., 2003.

6.      Немировский В.Г. Современная теоретическая социология: Учеб. пособие. Красноярск, 2003.

7.      Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

8.      Штомпка П.  Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В.А. Ядова. М., 1996.

Тема 3.5: «Теория социального обмена (Дж. К. Хоманса, П.М. Блау)» (2 час.)

  1. Дж. К. Хоманс: «вернуть человека в социологию».
  2. Теория социального поведения.
  3. П.М. Блау: структурализм обмена.
  4. Процесс обмена в социальной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: Учебник. СПб., 2002.

2.      Блау П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

3.      Волков Ю. Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1999.

4.      Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учеб. пособие для вузов. М., 2002 (URL:  www.auditorium.ru/books/966/).

 

5.      Немировский В.Г., Невирко Д.Д., Гришаев С.В. Социология: Классические и постнеклассические подходы к  анализу социальной реальности: Учеб. пособие. М., 2003.

6.      Немировский В.Г.  Современная теоретическая социология. Красноярск, 2003.

7.      Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

8.      Хоманс Дж. Ч. Возвращение к человеку // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

Тема 3.6: «Социологическая концепция П. Сорокина» (4 час.)

Занятие первое

  1. П. Сорокин: жизнь и творчество.
  2. Интегральная социологическая система.
  3. Российский период творчества П. Сорокина.

Занятие второе

  1. Американский период творчества П. Сорокина.
  2. Концепция социального поведения и взаимодействия.
  3. Теория социальной стратификации и социальной мобильности.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Сорокин П.А. Революция и социология // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

2.      Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

3.      Сорокин П.А.   Социокультурная динамика // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

4.      Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Гилязитдинов Д.М. Интегративное маятниковое общество П. Сорокина и альтернативы развития России // СоцИс. - 2001. - № 3.

2.      Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление // СоцИс. - 2003. - № 2.

3.      Сорокин П.А.,  Мертон Р.К.    Социальное время: опыт методологического и функционального анализа // СоцИс. - 2004. - № 6.

4.      Рубанов Б.Л.  Философия лимитизма К.Ф. Жакова.  К вопросу об истоках социологии П.А. Сорокина  // СоцИс. - 2003. - № 7.

 

 

Раздел IV. Социология в России и СССР

Тема 4.1: «Становление социологии в России» (2 час.)

1.      Особенности формирования и развития социологии в России.

  1. Основные направления русской социологической мысли:

·         натуралистические направления (Л.И. Мечников, П.Ф. Лилиенфельд);

·         психологическое направление (Е.В. де Роберти; Н.И. Кареев и др.);

·          «легальный марксизм» (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, М.И. Туган-Барановский);

·         неопозитивизм (А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин);

·         марксистское направление (Н.И. Зибер, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

ЛИТЕРАТУРА

1.      Воронцов А.В. История социологии. XIX - начало XX века: в 2 ч. Ч. 2. Русская социология: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005.

2.      Галактионов А.А. Русская социология XI - XX веков: Учебник. СПб., 2002.

3.      Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX - XX вв.: Учеб. пособие. М., 1995.

4.      Кукушкина Е.И. Русская социология и западная наука (XIX - начало XX вв.) // СоцИс. - 2006. - № 3.

5.      Семлали Ю., Рубанов Б.Л. Штрихи к биографии и социологической доктрине Е.В. де-Роберти // СоцИс. - 2006. - № 8.

6.      Социологическая мысль в России. Очерк истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX в. Л., 1978.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Абалкин Л.И.  Н.Я. Данилевский о  России, Европе и славянском единстве // СоцИс. - 2003. - № 5.

2.      Афанасьев В.В.  Историческая социология Данилевского, Шпенглера и Сорокина // СоцИс. - 2005. - № 5.

3.      Никулин А.М. Аграрные трансформации в исследованиях А.В. Чаянова // СоцИс. - 2005. - №  10.

Тема 4.2: «Субъективная школа в русской социологии» (4 час.)

Занятие первое

  1. Эволюция взглядов идеологов народничества с середины XIX  до начала XX в.
  2. Место отдельных представителей народнической мысли в истории русской социологии (М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский и др.).
  3. Предпосылки возникновения субъективной школы в русской социологии XIX в.

Занятие второе

  1. П.Л. Лавров как основоположник субъективной социологии.
  2. Н.К. Михайловский как социолог. Борьба за индивидуальность - центральная идея теории Михайловского.
  3. «Историческая философия» Н.И. Кареева. Сущность исторического процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Воронцов А.В. История социологии. XIX - начало XX века: в 2 ч. Ч. 2. Русская социология: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005.

2.      Галактионов А.А. Русская социология XI - XX веков: Учебник. СПб., 2002.

3.      Лавров П.Л. Исторические письма. Парижская Коммуна 1871 г. // Философия и социология. Избр. произв.: В 2 т. М., 1965. Т. 2.

4.      Социологическая мысль в России. Очерк истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX в. Л., 1978.

 

Тема 4.3: «Критика позитивизма в России: философия и социология» (2 час.)

1.      Кризис традиционного контовско-спенсеровского позитивизма.

2.      Новое определение предмета и метода социологии.

3.      Основные категории социологии неопозитивизма:

·         понятие  социальных связей (А.С. Звоницкая);

·         понятие социального действия (К.М. Тахтарев);

·         понятие взаимодействия (П.А. Сорокин).

      4.   Замена понятия фактора категорией функция.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Сорокин П.А. О так называемых факторах социальной эволюции // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова: Пер. с англ. М., 1992.

2.      Сорокин П.А. Общая социология // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова: Пер. с англ. М., 1992.

3.      Социологическая мысль в России / Под ред. Б.А. Чагина. Л., 1978.

Тема 4.4: «Распространение и развитие марксизма в России» (4 час.)

Занятие первое

  1. К. Маркс и М. Бакунин как идейные предшественники марксизма в России.
  2. Течение «легального марксизма» в России (П. Струве, Н. Бердяев и др.).
  3. Развитие социологической теории в трудах Г.В. Плеханова.

Занятие второе

  1. В.И. Ленин и русская социология конца XIX - начала XX в.
  2. Развитие В.И. Лениным социально-исторической теории К. Маркса.
  3. Введение В.И. Лениным в марксистскую теорию классов и общественных отношений понятий  социальной группы, реальной личности, социального и классового типа личностей, социальных действий.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Воронцов А.В. История социологии. XIX - начало XX века: в 2 ч. Ч. 2. Русская социология: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005.

2.      Галактионов А.А. Русская социология XI - XX веков: Учебник. СПб., 2002.

3.      Ленин В.И. Политические партии в России //Полн. собр. соч. Т. 21. С. 349 - 275, 287.

4.      Ленин В.И. Заработная плата русских рабочих // Полн. собр. соч. Т. 25. С. 19 - 21.

5.      Ленин В.И. Статистика и социология // Полн. собр. соч. Т. 30. С. 349 - 356.

6.      Социологическая мысль в России. Очерк истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX в. Л., 1978.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

Шпакова  Р.П.  Макс Вебер и  Владимир  Ленин: аграрный вопрос (1892 - 1893) // СоцИс. - 2005. - № 11.

Тема 4.5: «Утверждение “советского марксизма”: дискуссия 20 - 30-х гг.» (6 час.)

Занятие первое

  1. Развитие марксистской социологической мысли в работах А.А. Богданова, Н.И. Бухарина.

2.      Деятельность социологов других направлений (Н.И. Кареева, П.А. Сорокина, К.М. Тахтарева).

3.      Популяризация трудов классиков русской социологии ( произведения П.Л. Лаврова, П.А. Кропоткина, Г.В. Плеханова и др.).

Занятие второе

  1. Дискуссии по вопросам социологии и обществоведения:

·         о предмете социологии,

·         о категориальном аппарате социологии,

·         о задачах социологии в общественной жизни,

·         о взаимоотношениях социологии с другими науками.

Занятие третье

  1. Эмпирические исследования 20 - 30-х годов как база становления отраслевой социологии.
  2. Тематика социологических исследований:

·         социальная структура общества,

·         условия труда и быта трудящихся,

·         бюджет и структура свободного времени,

·         проблемы брака и семьи,

·         проблемы социальной психологии,

·         проблемы социальной медицины,

·         социология культуры.

7.      Публикация «Краткого курса ВКП(б) и работы И.В. Сталина «О диалектическом и

      историческом материализме». Начало застойного периода в развитии социологии.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Ленин В.И. Полн. собр соч. Т. 45 (Работы послеоктябрьского периода. 1917 - 1922 гг.).

2.      Богданов А.А. Вопросы социализма: Работы разных лет. М., 1990.

3.      Бухарин Н.И. Этюды. М.-Л., 1932 (Репринтное воспроизведение издания 1932 г.).

4.      Плеханов В.Г. О материалистическом понимании истории // Избр. филос. произв.: В 5 т. - М., 1956 - 1958. - Т. 2. - С. 236 - 260.

5.      Плеханов В.Г. К вопросу о роли личности в истории // Избр. филос. произв.: В 5 т. - М., 1956 - 1958. - Т. 2. - С. 300 - 334.

6.      Сорокин П.А. Бойня: революция 1917 года // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова: Пер. с англ. М., 1992.

7.      Сорокин П.А. Проблема социального равенства // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова: Пер. с англ. М., 1992.

8.      Сорокин П.А. Социология революции // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова: Пер. с англ. М., 1992.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

Яновский Р.Г. Суздальские письма Н.Д. Кондратьева // СоцИс. - 2004. - № 5.

Тема 4.6: «Институционализация социологии:

история социологического образования» (4 час.)

Занятие первое

1.      Активизация социологических исследований в начале 60-х годов.

  1. Основные направления исследований в 60 - 90-е годы.

3.      Дискуссия о предмете, содержании и структуре социологии как науки.

Занятие второе

4.      Институционализация социологии в 60 - 70-е годы.

  1. Социологическое образование в России в начале и в конце XX века.
  2. Подготовка социологов и преподавателей социологии на рубеже XX - XXI вв.: формы и структуры образовательных учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Москвичев Л.Н. Этапы институционализации российской социологии // СоцИс. - 2006. - № 7.

2.      Осипов Г.В. Возрождение российской социологии (60 - 90-е годы XX века): страницы истории // СоцИс. - 2004. - № 2.

3.      Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке // СоцИс. - 2004. - № 3.

4.      Осипов Г.В. Три встречи с Питиримом Сорокиным // СоцИс. - 2004. -№ 5.

5.      Социальный облик рабочей молодежи: По материалам социол. обслед. 1936 и 1972 гг. / Редкол.: В.Е. Полетаев (отв. ред.) и др. - М., 1980.

6.      Тощенко Ж.Т. Социальные резервы труда: Актуальные вопросы социологии труда. М., 1989.

7.      Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.

8.      Шереги Ф.Э. Социология политики: прикладные исследования. М., 2003.

9.      Экономическая социология и перестройка / Общ. ред. Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной. М., 1989.

Интернет-ресурсы

 СоцИс (URL: www.socis.isras.ru/Socls_Body)

1.      Иванов  В.Н. Институту социально-политических исследований РАН – десять лет // СоцИс. - 2001. - № 5.

2.      Лапин Н.И.  Трансформирующаяся Россия в социологических проектах РГНФ // СоцИс. - 2004. - № 11.

3.      Соколова Г.Н., Титаренко Л.Г. Российское общество и социология в XXI веке:  социальные вызовы и альтернативы // СоцИс. - 2004. - № 2.

 

4.      Чепуренко  А. Методологические проблемы социологической науки: дискуссия в РНИСиНП // СоцИс. - 2001. - № 6.

 

Формы отчетности

 по дисциплине «История социологии»

2 курс (3 семестр):

Темы контрольных работ (2 курс, 3 семестр)

1.      История социологии: хронологический и логический аспекты.

2.      Соотношение истории и теории социологии: сущность проблемы.

3.      Парадигмы в истории социологии.

4.      Социология как система общепризнанных парадигм.

5.      Исторические условия зарождения и становления социологии как науки об обществе.

6.      Социологические воззрения О. Конта.

7.      Дж. Ст. Милль и его социологические взгляды.

8.      Эволюционная концепция Г. Спенсера.

9.      Марксизм и позитивизм.

10.  Позитивизм в социологии.

11.  Методологические принципы позитивизма: онтологический и методологический натурализм, эволюционизм и феноменализм.

12.  Специфика сравнительно-исторического метода у О. Конта.

13.  Проблема «личность - общество» в социологии Г. Спенсера.

14.  Теоретические предпосылки становления натуралистического направления в социологии.

15.  Эмпирические исследования на рубеже XIX - XX вв.: проблемы методологии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

Экзамен (2 курс, 3 семестр)

1.      Научный статус истории социологии, ее место и роль в системе социологического образования.

2.      Соотношение истории и теории социологии.

3.      Критерии социологического знания.

4.      Парадигмы в истории социологии.

5.      Социология как система общепризнанных парадигм.

6.      Исторические условия зарождения и становления социологии.

7.      Социологические воззрения О. Конта.

8.      Социологические взгляды Дж. Милля.

9.      Эволюционная концепция Г. Спенсера.

10.  Г. Спенсер о сущности общих эволюционных законов.

11.  Г. Спенсер: социальные институты, их место и роль в обществе.

12.  Методологические принципы позитивизма: онтологический и методологический натурализм, эволюционизм и феноменализм.

13.  О. Конт: социология как наука о «порядке и прогрессе».

14.  Проблема «личность - общество» в социологии Г. Спенсера.

15.  Натуралистические направления в социологии: школы и течения.

16.  Английские представители социал-дарвинистской школы (Г. Спенсер, У. Беджгот).

17.  Л. Гумплович как представитель социал-дарвинистской школы.

18.  Американские представители социал-дарвинистской школы (А. Смолл, У. Самнер).

19.  Расово-антропологическая школа (Ж. де Гобино, Х. Чемберлен).

20.  Г. Тард: социология как социальная психология.

21.  Социология в системе общественных наук во второй половине XIX века.

22.  Методологическая ситуация в обществознании на рубеже XIX -  XX вв.

23.  Общая характеристика изменений в философии общественных наук во второй половине XIX в.

24.  В. Дильтей: «метод понимания».

25.  В. Виндельбанд: номотетический и идеографический методы.

26.  Г. Риккерт: «отнесение к ценности».

27.  Социология в Англии и Франции, Германии, США (вторая половина XIX века).

28.  Социология в Германии и США (вторая половина XIX века).

29.  Ситуация в науке на рубеже XIX - XX вв. Новые тенденции в развитии обществознания.

30.  Новые парадигмы в социологии: отказ от натуралистической ориентации.

2 курс (4 семестр):

Темы контрольных работ (2 курс, 4 семестр)

  1. От позитивизма к неопозитивизму: кризис в социологии.
  2. Новые парадигмы в социологии: отказ от натуралистической ориентации.
  3. Материалистическое понимание и объяснение истории. Общественная формация.
  4. Личность как носитель общественных отношений.
  5. Роль Э. Дюркгейма в утверждении позитивного метода в социологии.
  6. Г. Зиммель о предмете и структуре  социологической науки.
  7. Теоретические истоки социологии М. Вебера.
  8. Протестантская этика и дух капитализма.
  9. Феномен бюрократии.
  10. Методологическая программа  Франкфуртской школы.
  11. Т. Парсонс: жизнь и деятельность.
  12. Учение Т. Парсонса в  истории социологии Западной Европы и США.
  13. Конфликтная парадигма Р. Дарендорфа.
  14. Дж. К. Хоманс: «вернуть человека в социологию».
  15. П.М. Блау: структурализм обмена.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

Экзамен (2 курс,4 семестр)

1.      Социологические идеи К. Маркса.

2.      Интеллектуальные истоки социологии  Э. Дюркгейма.

3.      Э. Дюркгейм: «социологизм» как теория общества.

4.      Э. Дюркгейм: правила и содержание метода социологии.

5.      Э. Дюркгейм: разделение труда и формы общественной солидарности.

6.      Э. Дюркгейм: социальные институты.

7.      Э. Дюркгейм: «ненормальные формы» разделения труда.

8.      Э. Дюркгейм: состояние общественной аномии.

9.      Э. Дюркгейм: «Что такое социальный факт?»

10.  Э. Дюркгейм: аномическое разделение труда (Работа: «О разделении общественного труда»).

11.  Г. Зиммель: предмет и структура социологии.

12.  Г. Зиммель: формальная социология.

13.  Г. Зиммель: причина становления взаимодействия между людьми (Рабата: «Общение (Пример чистой, или формальной социологии»).

14.  Г. Зиммель: сущность мира общения (Рабата: «Общение (Пример чистой, или формальной социологии»).

15.  Г. Зиммель: отличие социологии от других наук (Работа: «Социальная дифференциация»).

16.  Ф. Теннис: теоретическая социология.

17.  Ф. Теннис: концепция «общины» и «общества».

18.  Ф. Теннис: характеристика гражданского общества (Работа: «Общность и общество»).

19.  Теоретические истоки социологии М. Вебера.

20.  М. Вебер: теория идеальных типов.

21.  М. Вебер: категория социального действия.

22.  М. Вебер: структура и виды социального действия.

23.  М. Вебер: феномен бюрократии.

24.  М. Вебер: смысл «свободы» от оценки (Работа: «Смысл “свобода от оценки” в социологической и экономической науке»).

25.  М. Вебер: отнесение к ценности как методологическая проблема (Работа: «Смысл “свобода от оценки” в социологической и экономической науке»).

26.  М. Вебер: значение рациональной концепции в познании (Работа: «Смысл “свобода от оценки” в социологической и экономической науке»).

27.  М. Вебер: роль государства (Работа: «Смысл “свобода от оценки” в социологической и экономической науке»).

28.  М. Вебер: Работа «Протестантская этика и дух капитализма».

29.  Франкфуртская школа: характеристика методологической программы.

30.  Франкфуртская школа: проблема «общество - личность» (М. Хоркхаймер).

31.  Франкфуртская школа: проблема «общество - личность» (Т. Адорно).

32.  Франкфуртская школа: проблема «общество - личность» (Г. Маркузе).

33.  Франкфуртская школа: «теория коммуникативного действия» (Ю. Хабермас).

34.  Британская школа социальной антропологии: А. Радклифф-Браун.

35.  Британская школа социальной антропологии: Б. Малиновский.

36.  Д.Г. Мид:  символический интеракционизм.

37.  Чикагская социологическая школа: представители трех поколений развития школы.

38.  Чикагская социологическая школа: первое поколение и  вклад в развитие школы.

39.  Чикагская социологическая школа: второе поколение и вклад в развитие школы.

40.  Чикагская социологическая школа: третье поколение и вклад в развитие школы.

3 курс (5 семестр):

Темы контрольных работ (3 курс, 5 семестр)

1.      П. Сорокин: жизнь и творчество.

2.      Интегральная модель общества в социологии П. Сорокина.

3.      Географически детерминизм как направление социологического исследования.

4.      Органицизм и психологизм как направления социологических исследований.

5.      Общее и особенное в социологических учениях П. Лаврова, Н. Михайловского и С. Южакова.

6.      Распространение идей позитивизма в России и его критика.

7.      Единство процесса развития философии и социологии в России.

8.      Развитие социологии К. Маркса в России.

9.      Социологическая концепция Г. В. Плеханова.

10.  Социологическая концепция В. И. Ленина.

11.  Социологическая концепция А.А. Богданова.

12.  Революция и русские социологи.

13.  Эмпирические исследования 20 - 30-х годов: причины и последствия свертывания.

14.  Активизация социологических исследований в 60 - 90-е годы: направленность и проблематика.

15.  Социологическое образование  в России в начале и конце XX века.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

Экзамен (3 курс,5 семестр)

1.      П. Сорокин: жизнь и творчество.

2.      Российский период творчества П. Сорокина.

3.      Американский период творчества П. Сорокина.

4.      П. Сорокин: концепция социального поведения и взаимодействия.

5.      П. Сорокин: теория социальной стратификации и социальной мобильности.

6.      Интегральная модель общества в социологии П. Сорокина.

7.      П. Сорокин: идея культурного цикла и социокультурной динамики.

8.      Становление социологии в России: институционализация социологии.

9.      Направления социологических исследований: географический детерминизм, органицизм, психологизм.

10.  «Субъективная школа»: философская основа, историческая судьба.

11.  Социологическое учение П. Лаврова.

12.  Социологическое учение Н. Михайловского.

13.  Социологическое учение С. Южакова.

14.  Распространение идей позитивизма в России.

15.  Критика позитивизма М. Ковалевским, П. Сорокиным, Н. Кареевым, Н. Михайловским и др.

16.  Развитие социологии К. Маркса в России.

17.  Особенности социологических воззрений Г.В. Плеханова.

18.  Особенности социологических воззрений В.И. Ленина.

19.  Особенности социологических воззрений А.А. Богданова.

20.  Революция и русские социологи.

21.  История  становления марксистско-ленинской традиции социологических исследований.

22.  Эмпирические исследования 20 - 30-х годов как база для становления отраслевой социологии.

23.  Свертывание эмпирических исследований в 30-х гг.: причины и последствия.

24.  Активизация социологических исследований в  начале 60-х гг.: направленность, проблематика, методологическая основа.

25.  Социология и исторический материализм.

26.  Институтционализация социологии  в 60 - 70-е гг.

27.  Социологическое образование в России в начале и в конце XX в.

28.  Первые в России учебные заведения, кафедры и факультеты по подготовке профессионалов-социологов.

29.  Развитие преподавания социологии в учебных заведениях России в течение XX в.

30.  Подготовка социологов и преподавателей социологии на рубеже XX - XXI вв.: формы и структура образовательных учреждений.

 

C нами можно связаться: sociology102@mail.ru тел:32-42-73

© 2004 - 2009 Уссурийский государственный педагогический институт
 
 


:: Навигация ::
Институт
Форум
Поступающему
Учебная работа
Научная работа
Трудоустройство и образовательные услуги
 
 В какое учебное заведение Вы собираетесь поступать? 
   УГПИ
   ПГСХА
   ДВГУ
   ТГЭУ
   ВГУЭС
   ДВГТУ
   Другое
Результаты
:: Новости сайта ::
22.09.2005 - Томилов В.А. Образование как фактор устойчивого развития общества
8.11.2006 - Обновления главной страницы
10.11.2006 - Обновления состава преподавателей
05.12.2006 - Томилов В.А. Обновления странице.
22.02.2007 - День Социолога 2006
31.05.2007 - Круглый стол "Модели устойчивого развития региона"
12.01.2009 - Добавлен раздел Абитуриенту
12.01.2009 - Добавлен новый раздел "Лаборатория прикладной социологии"
24.03.2009 - Адаптация китайских студентов в новой социокультурной среде: Отчет о социологическом исследовании.
24.03.2009 -
4 февраля 2009 на кафедре социологии, экономики и философии прошла межвузовская конференция
«Городское предпринимательство: теория и практика».
В работе конференции приняли участие преподаватели УГПИ, ПГСХА, ДВЮА, ТГЭУ
03.04.2009 -
ОПРОС среди абитуриентов 2009 года.
Пройти опрос
12.05.2009 -
ОПРОС "В какое учебное заведение Вы собираетесь поступать?"